Простой ламповый гитарный усилитель. Ламповые гитарные усилители NOVIK. Основы лампового усиления

Настоящий ламповый звук

Привет! Сегодня мы поговорим о важнейшей часть гитарного звука - о лампах в оконечном усилителе! Они очень сильно влияют на то, как звучит усилитель, а конкретно на такие параметры звучания, как тон, объёмность, мощность, качество перегруза. При выборе усилителя важно понимать чем отличаются те или иные лампы между собой им я надеюсь, что эта статья вам поможет лучше разобраться в этом вопросе. 4 основных типа ламп, которые используются в оконечнике гитарного усилителя, это 6L6, EL34 , 6V6, и EL84 . Есть также другие, например, KT66 или KT88, но если вы разберетесь в отличиях 4 основных типов, вам станет понятнее, чем отличаются другие лампы, не такие распространённые.

Секция оконечника

Итак, начнём с базовых понятий. Гитарный усилитель состоит из 3 основных частей: преамп (секция предусилителя), усилитель мощности (он же оконечник) и секция питания (трансформатор и всё, что после оконечника). Лампа-rectifier (выпрямитель) в секции питания довольно сильно влияет на звук. Также очень важно какая лампа стоит первой в предусилителе (на месте v1). Но мы сегодня говорим не о них, а о лампах, отвечающих за мощность и за громкость - о лампах в оконечнике. Они не только усиливают сигнал, приходящий к ним из предусилителя, но также добавляют в звучание свой характерный перегруз и частотный окрас. На мой взгляд, лампы оконечника играют наиболее важную роль в том, как в итоге звучит усилитель. Именно из-за различия ламп оконечника появились такие характерные термины как американское и британское звучание, а также разные другие подвиды и разновидности.

Представьте себе следующее: большинство hi-gain усилителей имеют ручку gain, которая управляет перегрузом на канале. Далее идёт ручка мастер громкости, чтобы мы могли настроить удобный для нас уровень. Таким образом получается, что мы можем играть с перегрузом и на небольшой громкости. Тот перегрух, что вы слышите в таком случае - это перегруз ламп предусилителя. Как правило сам по себе он довольно фузовый, кучерявый (зависит от усилителя) или зернистый, отдача от этого звука очень небольшая, он не динамичен. Вы также заметите, что если поднимать ручку громкости, усилитель как будто начинает оживать, а звук - насыщаться, наполняясь частотами, становясь более динамичным и интересным. Это работают лампы оконечника.

Возьмем, к примеру, Deluxe Reverb, 22 Вт - классический американский чистый звук. Но подняв громкость до 5-6 усилитель начнёт перегружаться и этот звук будет совсем не похож на то как звучит ваша педаль перегруза. Вы заметите, что в нём больше обертонов, звучание более полное, насыщенное, динамичное. Усилитель более отзывчив к вашей игре и ручке громкости на гитаре. Это и есть основные характеристики перегруза ламп оконечника. Когда лампа в усилителе начинает перегружаться (происходит т.н. брейк ап), кажется что в звук добавляется немного компрессии вместе с перегрузом. Важно, однако, не забывать, что в нашем примере частично за перегруз также отвечают лампы в предусилителе. Именно сочетание перегруза ламп преампа и оконечника даёт тот самый вкусны и волшебный результат!

Лампа мощности - это одно из последних звеньев в цепи построения гитарного звука. Она стоит усилителе прямо перед выходным трансформатором. Различные типы ламп в мощнике определяют характер звучания вашего усилителя. Знайте, что общее звучание состоит из частей. И каждая из этих частей очень важна. Преамп, эквалайзер, оконечник, трансформатор, динамики - все эти вещи в конечном итоге и дают тот звук, за который мы готовы платить такие бешеные деньги. Одни только лампы мощности ничего не решают. Но сегодня речь пойдёт именно о них.

очень широко применяется в американских усилителях, именно она стала синонимом калифорнийского звучания. Эти лампы использует Fender, Mesa Boogie и многие другие. Из всех четырёх видов ламп, о которых идёт речь в этой статье, у 6L6 наиболее объёмное звучание, её труднее раскачать, нужно делать усилитель погромче. Мощность одной лампы 6L6 - до 30 Вт в зависимости от схемы усилителя. Мне попадались маленькие 15 Вт усилители на 6L6, а также 60 Вт ребята типа Hot Rod DeVille, так что выбирать есть из чего.

На мой взгляд у лампы 6L6 очень мощный, артикулированный бас - и это прекрасно. Когда мы включаем такой усилитель погромче, лампы начинают перегружатья и компрессировать звук, низ уплотняется (зависит от схемы конкретного усилителя). Верха лучше всего описываются словом "искристые”. 6L6 в целом довольно яркая лампа, которую иногда стоит сделать немного потемнее. Яркие верха и выразительный низ создают впечатление, что середина провалена. Яркие представители этого звука - усилители Fender Twin Reverb, Vibrolux и Blues Deluxe. Это классический стеклянный звук Fender. Несмотря на большой запас прочности, 6L6 очень круто звучит, когда ее перегружаешь. Сочная компрессия и винтажный характер. Средние и низы отлично сочетаются вместе, а задранная верхушка добавляет звуку остроты и яркости.

Радиолампа 6V6

Лампы 6V6 начали выпускать вскоре после первого выпуска 6L6 в конце 30х годов. Этот младший брат менее мощный, чем 6L6 и ему не требуется мощный и дорогой трансформатор для того, чтобы нормально работать. Выходная мощность лампы 7-12 Вт. Это отличный выбор для домашних усилителей, таких как Fender Champ.

Несмотря на меньшую мощность чем у 6L6, 6V6 на неё очень похожа. Низ большой и объёмный, верха искристые, но низы конкретно у этой лампы более упругие и легче управляемые, а верха более мягкие, в них нет той резкости и остроты, что у 6L6. Я также слышу более четкие средние частоты. В целом, 6V6 очень сбалансированная лампа. Верх яркий, а средние частоты не так задавлены. Атака более мягкая, хороший баланс верха, середины и низа, более спокойный тон. Несмотря на различия с 6L6, 6V6 также считается эпитетом американского звучания.

Радиолампа EL34

Радиолампу впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. Радиолампа EL34 - отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall .

EL34 Mullard совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более мягкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина - вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн - я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах - очень динамично. EL34 - отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.

Радиолампа EL84

очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение у лампы EL84 - 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые:)

Электронная лампа EL84 - это основа звучания "Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах

Заключение

Итак, мы охватили 4 самые популярные типы ламп . Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы - это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике - это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ - послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!

На некоторое время уступив дорогу сначала транзисторам, а потом и микросхемам, радиолампы вновь вернулись в кладовки радиолюбителей. В настоящее время эти электровакуумные приборы снискали большую популярность у любителей хорошего звука. Это касается как музыкантов, так и тех, кто слушает их записи. Многочисленные фирмы отреагировали на спрос и в магазинах сейчас можно без особых хлопот купить достойный усилитель, вот только их стоимость в некоторых случаях просто астрономическая. В итоге, многие радиолюбители осваивают азы построения аппаратуры на радиолампах, конструируя различные усилители для своих наушников, мощных аудиосистем и музыкальных инструментов. И я не "прошёл" мимо, решив заняться усилителем для своей гитары.

За основу будущей конструкции я взял хорошо себя зарекомендовавшую схему предварительного усилителя Slo Recto Twin конструкции небезызвестного в кругу энтузиастов ламповой музыкальной техники Гишяна *AZG* Азнаура. К "преду" добавил двухтактный усилитель мощности на лучевых тетродах 6П3С, схему задержки подачи анодного напряжения и переключение футсвитчем.

Принципиальная схема

Конструктивно усилитель состоит из предварительного усилителя на лампах VL1-VL3, двухтактного усилителя мощности (лампы VL4-VL6) и общего блока питания.

Предварительный усилитель в свою очередь состоит из двух каналов - чистого (clean ) и перегруза (distortion ) с отдельными регуляторами тембра и громкости.

Сигнал со звукоснимателей гитары подаётся на сетку одного из двух триодов лампы VL1.1, являющегося общим усилителем для обоих каналов. В катодной цепи смещения триода при помощи одной из групп контактов реле коммутируется электролитический неполярный конденсатор С1, который включается в схему в режиме чистого звука и расширяет полосу усиливаемых частот в области НЧ. В режиме перегруза (срабатывает реле) он оказывается изолирован большим сопротивлением резистора R3, поэтому остаётся только конденсатор С2, обладающий относительно небольшой ёмкостью. При этом усиление каскада заметно уменьшается на низких частотах, что предотвращает "бубнение" звука. С анода триода сигнал разделяется на два канала. Верхний работает в режиме усиления чистого звука, нижний в перегрузе. Канал clean представлен трёхполосным (treble - высокая, bass - низкая, middle - средняя частоты) регулятором тембра, собранным по схеме фендера, и каскадом усиления на триоде VL1.2.

Перегруз (distortion ) реализован уже гораздо большим количеством ламп и пассивных элементов. Три каскада на триодах VL2.1, VL2.2 и VL3.1 имеют большое общее усиление, за счёт чего звук сильно искажается. Тем самым образуется эффект с характерным тяжёлым и мощным звуком. Для согласования этих каскадов с регулятором тембра, а так же для предотвращения взаимного влияния, в схему включен катодный повторитель на триоде VL3.2. В режиме чистого звука канал перегруза запирается замыканием сетки триода VL2.2.

Для раздельного регулирования уровня сигналов каскадов, каждый из них снабжён переменными резисторами громкости R11 и R38. Кроме того имеется и общий регулятор громкости R40 master volume. Движки всех регуляторов громкости шунтированы постоянными резисторами, сопротивлением 2,2 мегаома. Они необходимы для устранения возможных шорохов, вызванных износом токопроводящего слоя. Сами по себе они не страшны, но вот при этом происходит отрыв сетки от общего провода, в следствие чего громкость шороха становится очень большой.

Усиленный и обработанный сигнал с одного из каналов подаётся на вход дифференциального фазоинвертора, собранного на лампе VL4. Его задачей является дополнительное усиление и создание на выходе двух одинаковых сигналов со сдвигом фазы в 180° друг относительно другадля работы двухтактного усилителя мощности на лампах 6П3С.

Коммутация каналов предварительного усилителя осуществляется при помощи двух реле, которые, в свою очередь, переключаются при помощи футсвича (можно выбрать нужный канал нажатием ноги кнопки, как в примочке) или переключателя на лицевой панели. Так же имеются переключатели режимов bright (S1) и treble shift (S2) для изменения окраса звучания каждого канала. Индикаторный светодиод VD13 в футсвитче включен в цепь коммутирующих реле и загорается, когда нажимается кнопка S6 для включения канала distortion . Конденсатор С57 относительно большим током зарядки в момент нажатия кнопки обеспечивает надёжное срабатывание реле, так как тока, текущего через светодиод, может не хватить для этого.

Питание усилителя осуществляется трансформаторным блоком питания с пассивной фильтрацией анодного напряжения со схемой задержки, и со стабилизатором напряжения накала ламп 12АХ7. В выпрямителе анодного напряжения использованы ультрабыстрые диоды UF4007, благодаря чему удаётся практически полностью избавиться от коммутационных шумов переключения диодов. Для того, чтобы питание на лампы подавалось только после прогревания их катодов, в усилителе используется схема задержки, собранная на транзисторах VT3 и VT4. Реле K3 срабатывает примерно через 10-15 секунд после включения усилителя (подбирается ёмкостью С55) и замыкает контакты К3.1. Накальные нити ламп предварительного усилителя запитаны стабилизированным напряжением 12,6 вольт для уменьшения фона и шумов, а так же для увеличения срока службы этих электровакуумных приборов. Напряжение на катоде повторителя VL3.2 довольно велико из-за большого сопротивления резистора R33, из-за этого создаётся значительная разность потенциалов между катодом и его накалом, что сильно сокращает время работы лампы. Для нейтрализации этого эффекта, потенциал накала "поднимается" относительно общего провода примерно на 75 вольт. Соответствующее напряжение подаётся с делителя R67 и R68 на симметричный делитель накала R65 и R66. Такой же делитель установлен и в цепь накала выходных ламп (6,3 вольт), но его средняя точка подключается к общему проводу.

Развязка земли выполнена по схеме "звезда", когда провода от цепей общего провода разных каскадов соединяются в одной точке и имеют надёжный контакт с корпусом усилителя.

Детали

Все постоянные резисторы усилителя должны быть металлоплёночными (MF) или металлоксидными (MO). Они обладают меньшими шумами, в отличии от углеродных резисторов CF. Годятся так же отечественные резисторы МЛТ.

Плёночные конденсаторы должны быть серии MKP фирм Wima или Epcos на напряжение не ниже 400 вольт. Эти конденсаторы из числа "музыкальных" достаточно распространены. Можно так же использовать хорошие отечественные серии К71. Несколько худшие результаты дают ширпотребные К73. Следует остерегаться старых металобумажных конденсаторов типа МБ или МБМ. Как правило, даже самым "новым" экземплярам больше 30 лет и почти все они имеют значительные токи утечки. Электролитические конденсаторы лучше всего использовать с максимальной температурой работы 105 градусов из-за близости к горячим лампам. Для конденсаторов в анодных цепях напряжение должно быть не менее 400 вольт. Шунтирующие их конденсаторы 0.022 мкф должны быть типа Х2, рассчитанные на работу в цепи переменного напряжения не менее 275 вольт. Значение рабочего постоянного напряжения у них составляет 600-1000 вольт, а низкое внутреннее сопротивление импульсному току способствует хорошему фильтрованию помех и пульсаций. Вместо неполярных электролитов С1 и С10 можно использовать обычные полярные. Конденсаторы небольшой ёмкости в темброблоках и в фазоинверторе лучше взять плёночные, слюдяные из серий КСО и СГБ или импортные высоковольтные керамические конденсаторы синего цвета.

В предварительном усилителе использованы лампы 12AX7 фирмы Tung Sol российского производства. Вместо них можно использовать ЕСС83 или отечественные 6Н2П-ЕВ. При этом следует уменьшить напряжение накала до 6,3 вольт. Для этого необходимо заменить стабилитрон VD9 на другой - с рабочим напряжением 3,3 вольт. С некоторым ухудшением качества звука можно использовать 6Н2П, 6Н23П и даже 6Н9С, а так же другие двойные триоды. В качестве выходных ламп применены распространённые отечественные тетроды 6П3С.

Транзисторы в схеме задержки, а так же VT2 в стабилизаторе накала предварительных ламп, могут быть любыми кремниевыми маломощными структуры n-p-n и с минимальным коэффициентом передачи тока эмиттера 100. Например - КТ315, КТ3102, SS9014 и так далее. Мощный транзистор VT1 должен иметь максимальный ток коллектора не менее 4 ампер и максимальное напряжение не ниже 100 вольт. Если его корпус не изолированный (TO-220FP), то к радиатору его следует прикрепить через изолирующую теплопроводную прокладку "номакон", а стягивающий винт снабдить пластиковой шайбой.

Диоды в анодном выпрямителе VD1-VD4 желательно использовать ультрабыстрые, типа UF4007, но можно поставить и обычные выпрямительные с максимальным обратным напряжением не ниже 600 вольт и прямым током 1 ампер. В этом случае каждый из них шунтируется плёночным или керамическим конденсатором ёмкостью 0,01 мкФ на напряжение не менее 630 вольт. Диоды VD5-VD8 с барьером Шоттки, их можно заменить любыми c максимальным прямым током не менее 3 ампер.

Реле я использовал специализированные для переключения аудиосигналов - 46ND012-P фирмы FUJITSU . Но можно применить любые с рабочим напряжением 12 вольт, с двумя переключающими группами и минимальным током срабатывания.

Трансформаторы и дроссели самодельные. Первые намотаны на каркасах и сердечниках от российского компьютера "Корвет" производства середины 90-х. Их ленточные U-образные магнитопроводы имеют небольшое поле рассеивания и могут быть установлены без магнитных экранов. Подойдёт так же любое трансформаторное железо с сечением 6 см 2 . Данные по обмоткам и напряжениям даны в таблице в схеме. Между слоями следует прокладывать один слой лакоткани или тонкой конденсаторной бумаги, а между обмотками количество слоёв должно быть не менее трёх. Между половинками магнитопроводов помещены изолирующие прокладки из лакоткани, толщиной 0,3 мм. Дроссели намотаны проводом 0,25мм до заполнения каркасов. Их сердечники должны быть сечением не менее 2 см 2 с диэлектрическим изолятором между их половинками.

Конструкция

Внимание! В этом усилителе, как и в большинстве других ламповых устройствах имеется высокое напряжение, опасное для жизни и здоровья, поэтому все монтажные работы и настройку следует производить с соблюдением техники безопасности!

Конструктивно усилитель выполнен на открытом дюралюминиевом шасси, повторяя дизайнерский подход к конструированию ламповых аудиоусилителей. Переменные резисторы, почти все разъёмы и переключатели укреплены на лицевой панели, имеющий удобный для использования изгиб под углом 45 градусов. Гнёзда предохранителя FA1 и выхода звукового трансформатора, а так же разъём питания размещены на задней стенке.

Футсвитч собран в отдельном прочном корпусе, соединяющимся с усилителем длинным кабелем.

Печатная плата довольно длинная, поэтому толщина фольгированного стеклотекстолита должна быть не менее 3 мм, чтобы исключить лишнюю деформацию. если найти такой материал не удаётся, то можно использовать и распространённый с толщиной 1,5 мм, но при этом необходимо предусмотреть отверстия для крепления стоек посередине платы.

Наладка

Несмотря на довольно большую сложность схемы, усилитель начинает работать сразу же после включения, если, конечно же, все использованные в нём детали исправны. Однако работу устройства следует проверять покаскадно. В начале усилитель включается без ламп и проверяется работа схемы задержки. Далее регулировкой подстроечного резистора R63 выставляют напряжение накала ламп предварительного усилителя, равное 12,6 вольт. Далее, уже с лампами слудует вновь подстроить это напряжение, которое "упадёт" под нагрузкой. После этого измеряются напряжение на конденсаторах анодного питания. Оно должно составлять 330-360 вольт. Следует учесть, что у работающего усилителя эти показатели будут ниже.

Дальше вставляем в соответствующие панельки лампы усилителя мощности VL4-VL6. К верхнему по схеме выводу переменного резистора R40 временно подпаивается экранированный провод, второй конец которого можно подключить к любому источнику аудиосигнала - плееру или мобильному телефону. При этом в динамиках должна быть слышна чистая, не искажённая музыка. Далее вставляют в панельки лампу VL1 и подключают гитару ко входу усилителя, который переключают на "чистый" канал. Убеждаются в хорошей его работе. Потом вставляют оставшиеся лампы и проверяют уже канал distortion.

Режимы ламп выбраны оптимальными, и они остаются такими при использовании резисторов со стандартным допуском ±5%, поэтому никаких подборов элементов производить не нужно.

Совместно с этим усилителем я использую кабинет ("колонка" для гитарных усилителей) с установленной в нём динамической головкой Vintage 30 фирмы Celestion. Обычные динамики, применяемые в автомобильных и бытовых акустических системах ставить не рекомендуется, так как именно гитарный динамик с его особой формой АЧХ (завал на средних частотах) формирует особенный звук электрогитары.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
VL1-VL4 Лампа 12AX7 4 ЕСС83, 6Н2П-ЕВ В блокнот
VL5, VL6 Лампа 6П3С 2 В блокнот
DA1 Линейный регулятор

LM7812

1 В блокнот
VT1 Составной транзистор

2SB1340

1 В блокнот
VT2-VT4 Биполярный транзистор

2SC945

3 КТ315, КТ3102, SS9014 В блокнот
VD1-VD4 Выпрямительный диод

UF4007

4 В блокнот
VD5-VD8 Диод Шоттки

SR306

4 В блокнот
VD9 Стабилитрон BZX55C6V8 1 В блокнот
VD11, VD12 Выпрямительный диод

1N4148

2 В блокнот
VD13 Светодиод L-132XHD 1 В блокнот
C1, C10, C11 22 мкФ 3 В блокнот
C2, C47C50 Конденсатор 0.47 мкФ 5 В блокнот
C3, C9, C12, C16, C18, C20, C24, C25, C27, C29, C38, C39, C41, C44 Конденсатор 0.022 мкФ 14 В блокнот
C4, C7, C22 Конденсатор 220 пФ 3 В блокнот
C5, C8, C31-C34, C52 Конденсатор 0.1 мкФ 7 В блокнот
C6 Конденсатор 0.047 мкФ 1 В блокнот
C13 Конденсатор 2200 пФ 1 В блокнот
C14, C17 Конденсатор 1000 пФ 2 В блокнот
C15, C21 Конденсатор 1 мкФ 2 В блокнот
C19, C26, C38, C57 Электролитический конденсатор 10 мкФ 4 В блокнот
C23 Конденсатор 470 пФ 1 В блокнот
C28, C40, C43 Конденсатор 3300 пФ 3 В блокнот
C30, C30 Конденсатор 100 пФ 2 В блокнот
C35, C51 Электролитический конденсатор 470 мкФ 2 В блокнот
C37, C39, C42, C54 Электролитический конденсатор 220 мкФ 4 В блокнот
C46 Электролитический конденсатор 10000 мкФ 1 В блокнот
C53, C56 Электролитический конденсатор 47 мкФ 2 В блокнот
C55 Конденсатор 0.33 мкФ 1 В блокнот
R1, R12, R16, R20, R41 Резистор

2.2 МОм

5 0.5 Вт В блокнот
R2 Резистор

68 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R3, R60 Резистор

100 кОм

2 В блокнот
R4, R24, R32 Резистор

1.8 кОм

3 0.5 Вт В блокнот
R5, R31 Резистор

220 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R6, R7, R13, R22, R26, R33, R45 Резистор

100 кОм

7 0.5 Вт В блокнот
R8, R9, R35 Переменный резистор 250 кОм 3 B В блокнот
R10 Переменный резистор 25 кОм 1 B В блокнот
R11, R19, R36, R40 Переменный резистор 1 МОм 4 A В блокнот
R14 Резистор

820 Ом

1 0.5 Вт В блокнот
R15, R21, R23< R30, R50, R51 Резистор

470 кОм

6 0.5 Вт В блокнот
R17, R42, R43 Резистор

10 кОм

3 1 Вт В блокнот
R18 Резистор

680 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R25, R47, R49 Резистор

1 МОм

3 0.5 Вт В блокнот
R27 Резистор

39 кОм

1 В блокнот
R28 Резистор

330 кОм

1 В блокнот
R34 Резистор

47 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R37 Переменный резистор 50 кОм 1 A В блокнот
R38 Переменный резистор 50 кОм 1 B В блокнот
R39, R48 Резистор

22 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R44 Резистор

82 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R46 Резистор

470 Ом

1 0.5 Вт В блокнот
R52, R53 Резистор

4.7 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R54 Резистор

Как сделать маломощный ламповый комбик из старых деталей. Однотактный выходной каскад

Этот маленький маломощный ламповый гитарный комбик я делал очень давно, наверно лет 15 назад. Это была моя первая конструкция, собранная на электронных лампах. Поскольку в то время ламповой техникой я не занимался, запасов более - менее качественных компонентов для такой конструкции у меня не было. И в общем, для меня это был эксперимент. Корпус для этого малогабаритного комбо-усилителя сделал тогда мой друг, столяр и гитарный мастер Олег Гнилицкий. Электронные компоненты были буквально найдены "на свалке" и в моем электронном хламе. Выходной трансформатор я выкрутил из какого-то старого лампового телевизора, ламповые панельки тоже из какой-то старой ламповой техники. Силовой трансформатор я использовал типа ТАН 16-220-50. Этот отличный трансформатор оказался в наличии в моих "электронных запасах". Порывшись часок в своих шкафах и ящиках я выскреб на поверхность этого мира несколько старых ламп типа 6Н2П и 6П14П неизвестного происхождения. Я предположил, что некоторые из этих ламп советского производства могли быть до сих пор в рабочем состоянии. Так и оказалось. И к стати, нужно отдать им должное, эти лампы работают в комбике до сих пор.

Этот маломощный комбик использовался несколько лет для домашних репетиций а потом, когда появилась другая техника, был задвинут в дальний угол на складе электронного хлама и незаслуженно забыт. Недавно я разгребал этот электронный хлам и нашел этот чудо-аппарат. Я очистил его от пыли, включил в сеть и оказалось что он отлично работает и по сей день. Пришлось только почистить и смазать шуршащие и скрипящие потенциометры и маленький комбик снова как новый. Вот я и решил опубликовать на своем сайте эту статью. Думаю она будет полезна тем, кто начинает изучать ламповую технику и хочет сделать дешевый маленький ламповый усилитель.

Забегая вперед скажу, что вместо 6Н2П и 6П14П в этом комбике можно использовать более распространенные нынче лампы 12AX7 и EL84. Выходная лампа EL84 является полным аналогом 6П14П а при использовании 12AX7 нужно изменить схему подключения ее цепей накала, о чем будет рассказано в этой статье.

Цоколевка ламп EL84 и 6П14П

Цоколевка лампы 6Н2П

Цоколевка лампы 12AX7

Цепь накала двойного триода 6Н2П рассчитана на напряжение 6,3 вольта. Напряжение накала нужно подавать на ножки 4 и 5 лампы. Подогреватель лампы 12AX7 также соединен с ножками 4 и 5, но рассчитан на напряжение 12.6 В. Однако цепь накала лампы 12AX7 можно также питать от напряжения 6,3 В так как точка соединения подогревателей половинок лампы выведена на ножку 9. Поскольку каждый из нагревателей половинок лампы 12.6 В рассчитан на те де самые 6.3 В, мы можем соединить их параллельно и использовать эту лампу вместо 6Н2П. Для этого ножки 4 и 5 лампы 12AX7 нужно соединить вместе, а напряжение накала подавать на вывод 9 и на соединенные вместе ножки 4 и 5.

Принципиальная схема малогабаритного лампового гитарного комбика. Кликните на схеме, чтобы её увеличить

Гитара подключается в гнездо J1. На входе усилителя включен регулятор уровня на потенциометре R1. С движка потенциометра через резистор R2 сигнал поступает на сетку первого триода лампы VL1. Резистор R2 служит для предотвращения работы лампы с неподключенной сеткой в случае обрыва в цепи движка поиенциометра R1 (неисправности в потенциометрах случаются часто).

С выхода каскада (анод триода VL1-a) усиленный сигнал поступает на трехполосный регулятор тембра, который обеспечивает регулировку по высоким, средним и низким частотам. С выхода регулятора тембра (движок потенциометра R6) сигнал подается на регулятор уровня "Маster". Небольшая тонкомпенсация этого регулятора достигается включением конденсатора ёмкостью 680 пикофарад между движком и верхним по схеме выводом потенциометра. В результате при уменьшении громкости в выходном сигнале немного возрастает доля высоких частот. Далее сигнал поступает на второй каскад усиления напряжения, собранный на второй половинке лампы - триоде VL1-b. С анода этого триода через разделительный конденсатор C9 сигнал подается на выходной каскад усилителя.

Выходной каскад собран по однотактной схеме на двух лампах VL2 и VL3 типа 6П14П (EL84), включенных параллельно. Параллельное включение двух ламп позволяет несколько поднять выходную мощность усилителя. Можно использовать только одну лампу, оставляя вторую панельку пустой. именно так я и использую комбик, так как в домашних условиях его выходной мощности и громкости звучания мне более чем достаточно. С одной лампой выходная мощность усилителя - 2..3 ватта. Если установить вторую лампу, мощность будет в районе 5 ватт. В связи с тем, что ламповый выходной каскад имеет характеристику ограничения сигнала, отличающуюся от транзисторных схем, можно (субъективно) сказать, что "ламповые" три ватта - это гораздо громче чем "транзисторные" три ватта. Хотя это утверждение звучит на первый взгляд антинаучно, но в действительности всё дело в характере искажений, вносимых ламповыми схемами в сигнал при перегрузке. Искажения ламповой схемы не такие резкие как в транзисторной и поэтому ламповый усилитель может работать в области насыщения производя при этом довольно приятный звук, тогда как транзисторные схемы при перегрузе ограничивают сигнал очень резко, сразу превращая его в подобие прямоугольных импульсов, что вызывает очень неприятные на слух искажения. По этой причине транзисторный усилитель должен иметь намного больший запас по усилению, чем ламповый. Как видим, здесь нети никакой мистики и все укладывается в законы физики.

Громкоговоритель комбика имеет сопротивление катушки 8 Ом. Он подключается через выходной трансформатор. Выходной трансформатор - это очень ответственная и самая дорогая деталь лампового усилителя. Звучание такого усилителя, его диапазон частот в огромной степени зависят от качества и конструкции выходного трансформатора. В ламповых усилителях, предназначенных для прослушивания музыки, часто используют дорогие и сложные в намотке ультралинейные трансформаторы. Поскольку для гитарного усилителя не нужен такой широкий диапазон частот, как для усилителя, предназначенного для прослушивания музыки, в гитарном усилителе не такие высокие требования к выходному трансформатору. Можно даже сказать, что для гитарного усилителя слишком широкий диапазон частот даже вреден. Большое количество высоких частот приводит к появлению "песка" в гитарном звуке. Поэтому громкоговорители, предназначенные для использования в гитарных комбиках изготавливают с верхней границей воспроизводимых частот в районе 7 - 8 килогерц. Частоты выше этой границы должны быть обрезаны, так как это область "песка". Нужно отменить, что в усилителях и комбиках для классических (акустических) гитар все как раз наоборот. Их частотные характеристики как раз очень близки к "музыкальным" усилителям. Так что речь идет только об усилителях для электрогитар. По этой же причине "гитарные" усилители мало подходят для прослушивания музыки.

В своем мини-комбике я использовал выходной трансформатор от старого лампового телевизора. Такой трансформатор вполне подходит для маленького гитарного усилителя и хорошо согласуется с выходной лампой, так как в телевизоре использовались точно такие же лампы 6П14П. Громкоговоритель подключается ко вторичной обмотке трансформатора через обычный телефонный разъем. Это обычное решение в гитарных комбиках. Можно отключить внутренний громкоговориель и подключить в это гнездо внешнюю колонку. Также предусмотрено гнездо для подключения наушников. Наушники включаются через делитель напряжения на резисторах R22 и R23. Делитель подключается к выходу усилителя автоматически при извлечении штекера громкоговорителя из гнезда.

Принципиальная схема блока питания лампового гитарного комбика

Слабое место именно моего комбика - это громкоговоритель. Строго говоря, примененная динамическая головка не является "гитарной", гитарных громкоговорителей у меня тогда не было и я поставил японский динамик мощностью 3 W выдранный когда-то из какой-то старой японской радиолы. Хотя динамик неплохой но он не "гитарный", то есть довольно широкополосный и воспроизводит частоты не нужные для сигнала гитары, лежащие в области "песка". В какой-то мере это компенсируется не очень широкополосным выходным трансформатором и наличием регулятора тембра. Но все таки в акустике для электрогитары лучше использовать специальные "гитарные" динамические головки.

Переключатель Sw2 "Tone" включает конденсатор С14, который шунтирует резистор R19 в цепи катода выходной ламы. При этом звук становится ярче и несколько возрастает выходная мощность усилителя. Цепочка C11 R22 устраняет возможное самовозбуждение усилителя.

Блок питания комбика собран на основе унифицированного советского трансформатора ТАН16-220-50 (Трансформатор Анодно-Накальный). Этот трансформатор очень удобен для использования в самодельных ламповых конструкциях, так как имеет все необходимые напряжения для питания как накальных так и анодных цепей ламп. тем не менее можно использовать любой трансформатор, например от старого лампового телевизора или самодельный. Трансформатор должен содержать как минимум 2 вторичные обмотки. Накальную, на напряжение 6.3 В (и ток, достаточный для питания накала ламп) и высоковольтную обмотку с напряжением 250 - 270 вольт. В случае с трансформатором ТАН16-220-50 я соединил последовательно несколько его вторичных обмоток чтобы получить напряжение около 210 вольт. Этот трансформатор имеет 2 накальных обмотки на 6.3 В. поэтому я "шиканул" и запитал каждую лампу от своей обмотки. Никто не мешает подключить подогреватели обеих ламп к одной накальной обмотке параллельно, если в вашем трансформаторе такая обмотка одна. В цепь накала первой ламы включен построечный резистор R26 сопротивлением 470 Ом. Его движок соединен с "землей". Во время настройки усилителя поворачиваем движок R26, добиваясь минимума фона переменного тока в динамике. настройку нужно производить с регулятором R1 установленным в положение минимальной громкости.

Обмотку трансформатора 15-16 на 24 вольта я использовал чтобы подключить к ней светодиод индикации включения питания. Выключатель SW2 включает или отключает анодное напряжение. Это сделано для того, чтобы продлить срок службы ламп. Как известно, срок службы электронных ламп сокращается, если подавать анодное напряжение сразу в момент включения усилителя, пока нити накала еще не разогрелись. Поэтому сначала включаем усилитель в сеть, дожидаемся прогрева ламп (2-3 минуты) а потом включаем анодное напряжение выключателем Sw2.

Mr. Shanti. Июнь 2018 г .

Шасси и навесной монтаж усилителя лампового гитарного комбика. Вид сверху

Многим людям, а особенно музыкантам, знакомы такие словосочетания, как «тёплый ламповый звук», «ламповое звучание». Понятное дело, что таким звучанием обладают ламповые усилители. Давайте вместе разберёмся с ламповыми гитарными усилителями. Рассмотрим различных производителей и их модели, а также послушаем примеры. Те, кто не знаком с ламповыми усилителями, подробно освоят эту тему, а более опытные музыканты, надеюсь, найдут для себя интересную информацию.

Строение гитарных ламповых усилителей

Для начала напомню, что гитарный усилитель состоит из следующих частей: предусилитель (или преамп), усилитель мощности и кабинет (динамик для воспроизведения звука и его корпус). В классических гитарных комбоусилителях преамп и непосредственно усилитель собираются на лампах. Наиболее распространёнными лампами являются модель 12AX7.

Лампа 12AX7

А вот как выглядит гитарный комбоусилитель, собранный на лампах изнутри. Собственно невооружённым глазом можно увидеть четыре лампы. Этот экземпляр от компании Fender 1956 года выпуска.

Для интересующихся радиолюбительством приведу пример одной из схем лампового гитарного усилителя.

Схема гитарного усилителя Fender

Так как первыми усилителями для гитары были именно ламповые экземпляры, то их принято считать за эталон. Модели, произведённые в 50-х или 60-х годах двадцатого века, являются большим раритетом, а также очень ценятся серьезными музыкантами и если их продают, то за очень большие деньги. Вообще, наверное, каждый гитарист мечтает иметь у себя ламповый комбик. Современные аппараты именитых брендов также стараются делать наподобие старых, эталонных. Используют в конструкции лампы, но также применяют и современные технологии. В названии таких моделей чаще всего присутствуют названия их предшественников в дань памяти, а также для более успешного маркетинга.

Легендарные ламповые усилители для электрогитары

Одними из первых гитарные усилители начала выпускать компания Fender. Было это в конце 40-х годов двадцатого века. Все усилители того времени были именно ламповыми. Да и вообще электроника основывалась на лампах. Одним из легендарных комбиков фирмы Fender стала модель Bassman. Изначально этот усилитель создавался для бас гитар , но музыканты экспериментировали со звуком и оказалось, что Fender Bassman отлично подходит для электрогитары .

Fender Bassman

Также можно отметить такие фирмы, как Marshall и Vox, которые свой путь начали в середине двадцатого века. Их модели Marshall JTM45 и VOX AC30 по праву можно назвать легендарными.

Marshall JTM45

Усилитель Marshall JTM45 1966 года

Модель VOX AC30 была выпущена в 1959 году.

VOX AC30

Комбоусилитель VOX AC30 1964 года

Также можно привести пример легендарного усилителя Hiwatt DR103 на котором играл знаменитый Дэвид Гилмор из группы Pink Floyd.

Hiwatt DR103

Итак, примеры звучания разных производителей и моделей мы с вами услышали. Теперь необходимо перейти к перечислению плюсов и минусов, которые свойственны большинству гитарных ламповых усилителей.

Плюсы ламповых гитарных усилителей:

  • Динамика, ярко выраженная атака;
  • Объемность звука;
  • Громкость и чувствительность имеют широкий диапазон;
  • Красота перегруженного звучания.

Минусы ламповых гитарных усилителей:

  • Большие габариты и немалый вес;
  • Недолговечность ламп (необходимо довольно часто их менять);
  • Присутствует «микрофонный эффект»;
  • Своего непосредственно качественного звучания достигают на большой громкости;
  • Усилители греются, часто необходимо дополнительное охлаждение.

Кстати, как я уже упоминал выше, есть много современных ламповых комбоусилителей, которые представляют собой прекрасное сочетание новых технологий в электронике и конструктивной основы классических моделей на лампах.

Поскольку каждый из описываемых здесь усилителей является если не легендой, то частью её, а многие достойные герои остались за кадром, то топ с полным правом можно считать условным.

Давно забытое, но актуальное как никогда:

1485-й начал выпускаться компанией Danelectro в начале 60-х. На тот момент он был одним из самых доступных и, в тоже время, громких ламповых усилителей. Несмотря на простоту дизайна, этот 50-ти ваттный американец имел свое визуальное очарование и очень многое мог в техническом плане, так он имел: встроенный пружинный ревербератор, полностью ламповое тремоло, двух кнопочный футсвитч и режим ожидания «standby».

Закрытый кабинет был изготовлен из ДСП, комплектовался двумя 8-ми омными, 12-ти дюймовыми динамиками Jensen, в нижней части имел пространство, для хранения усилителя при транспортировке. К сожалению, после 60-х, популярность 1485-ого, пошла на убыль, пока в двухтысячных его снова не популяризировал Jack White бессменный лидер The White Stripes.

Преимущества Silvertone Model 1485:

  • Жирный брейк ап с естественной компрессией, отлично подойдет для indie музыки
  • Винтажный внешний вид
  • Ламповое тремоло и ревербератор
  • Возможность убрать голову в кабинет при транспортировке

Звук британского вторжения:

В январе 1958 года JMI выпустила 15-ваттный гитарный усилитель AC1/15 под брендом VOX.В усилителе использовался один 12-ти дюймовый динамик Goodmans Audiom, установленный в корпус напоминавший телевизор. VOX AC15 пришелся по душе многим музыкантам.

В 1960 году появилась первая версия VOX AC30, оборудованная двумя 12-ти дюймовыми динамиками Celestion и входами лицевой панели, имел два канала — один Normal, с кристально чистым звуком, и один Vib/Trem с эффектами вибрато и тремоло. В 1960 году, дабы удовлетворить потребности масс в современном звуке, было принято решение о модернизации AC30.

Для возможности управления тембром в широких пределах был смонтирован блок «Top Boost». С 1963 года данный блок стал входить в состав схем усилителей. Именно в этот год рождалась легенда, но в полную силу всю её мощь почувствовали после того как The Beatles приобрели свои первые усилители VOX в рассрочку. John взял себе AC15, а George — AC30 сделав их несомненным хитом номер один в Британии.

С тех пор эти комбо «прошли через руки» бессчетного числа гитаристов со всех концов земного шара, среди которых Ritchie Blackmore, Brian May, Rory Gallagher, Peter Green, The Edge

Преимущества Vox AC15/AC30:

  • Четкий, но прозрачный звук, с невероятно упругой атакой, тот самый звук «британского вторжения»
  • Стильный ретро дизайн
  • Великолепные ревер и тремоло

Лучший чистый:

Twin Reverb был представлен компанией Fender в 1952 году, с того момента он подвергся ряду изменений как внешних, так и внутренних. В связи с этим усилители разных лет весьма сильно отличаются. Однако их и кое-что объединяет – свой изумительный характерный только им чистый звук.

На данный момент комбоусилитель имеет мощность 85 ватт, два 12-ти дюймовых динамика в кабинете открытого типа, два канала, пружинный ревербератор и ламповый эффект вибрато. Многие известные музыканты использовали усилители Twin Reverb среди них Jimi Hendrix, Eric Clapton и Keith Richards. Многие преподаватели гитары (в том числе и преподаватели автора статьи, коих было несколько) рекомендуют данный прибор. Автор, уже кое-что понимая в звуке (спасибо курсу Михаила Русакова), получал истинное удовольствие от звучания.

Преимущества Fender Twin Reverb:

  • Эталонный чистый звук, мягкий и теплый
  • Великолепный винтажный дизайн
  • Изумительные эффекты тремоло и вибрато
  • Универсальность, подойдет практически для любого стиля где нужен чистый звук

Плекси Хендрикса:

В 1966 году компания Marshall выпустила свой первый 100 ваттный усилитель, тогда еще под названием «Super 100», он был необычайно громким и давал повышенную нагрузку на динамики. Панели управления усилителя была изготовлены из прозрачного плексигласа, текст названия был набран черными буквами на золотом фоне.

В связи с этим, такие 100 ваттные головы, в среде музыкантов получили название «Плекси» и очень высоко котировались за их мягкий и в тоже время мощный звук.Кабинет был изготовлен из фанеры и имел четыре 12-ти дюймовых динамика Celestion 15 ватт, в период 1969 – 1976 компания совершила постепенный переход от динамиков этих динамиков к ставшей живой классикой модели Celestion G12H-30 30 ватт.

Deep Purple и Guess Who, а также многие другие великие группы 1970х гастролировали с такими усилителями, породив тем самым некий культ «Плекси», однако самая стойкая ассоциация с Super Lead — это Jimi Hendrix, который на концертах и в студии использовал «плекси» с басовыми кабинетами.

Преимущества Marshall Super Lead 100:

  • Классический hard rock звук, выделенная середина и естественная ламповая компрессия
  • Стильный классический «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Ходячий концерт:

Pignose сейчас известный как Legendary 7-100. Действительно легендарный усилитель был создан в 1969 году Ричардом Эдландом и Уэйном. Кимпбеллом и являлся первым в мире портативным гитарным комбо. Несмотря на свой компактный размер, Pignose весит около 3-х килограммов. Может питаться как от батареек, так и от адаптера.

Для переноски на корпусе имеется специальная ручка, а также крепления для ремня. Из органов управления у усилителя только ручка громкости, которая, по совместительству, отвечает за включение-выключение и гейн. Несмотря на мощность всего в 5 ватт, транзисторную схему и 5-ти дюймовый динамик комбо имеет взрослый, серьезный звук, благодаря которому многие именитые музыканты (включая Eric Clapton и Frank Zappa) использовали его в студийной работе.

Не стоит так же забывать о великолепном фильме «Перекресток» (CrossRoads) звездой которого стал этот малыш.

Преимущества Pignose:

  • Серьезный звук, не смотря на размеры
  • Работа от батареек и полная мобильность использования
  • Простота использования
  • Стильный дизайн

Люди слышат глазами:

Orange Rockerverb 50 MKII

Фирмы Orange образовалась второго сентября 1968 года, после того как Клифорд Купер занял у своего отца 300 фунтов и организовал в подвальном помещении дома на лондонской улице магазин по продаже музыкальных инструментов. Но магазин не приносил прибыли и Клифорд решил самостоятельно начать производство гитарных усилителей.

Однажды к нему в руки попал запас ярко оранжевого винила, который он использовал для отделки своей продукции. Таким образом, его усилители приобрели название и уникальную внешность. Однако с Orange привлекали внимание не только яркой внешностью, но и великолепным звуком, в связи с чем они быстро обрели популярность. Вскоре на Orange обратили внимание и ведущие исполнители, такие как Stevie Wonder и Jimmy Page, так же продукцию Orange использовали ZZ Top и Tony Iommi из Black Sabbath.

На данный момент одним из наиболее отличительным в линейке усилителей Orange является Rockerverb 50 MKII, и внешне, и по звучанию он просто великолепен. Богатый чистый тон на этой модели звучит очень густо и насыщенно. А гибкие настройки драйва обеспечивают очень широкие возможности применения.

Преимущества Orange Rockerverb 50 MKII:

  • Классический British Sound с открытым верхом
  • Необычный и яркий дизайн
  • Универсальность
  • Надежность и простота использования

Кто сказал, что хороший high gain можно получить только из лампового усилителя?

Без преувеличения, всем любителям рок музыки знакома группа Pantera и её гениальный, безвременно ушедший гитарист Dimebag Darrell, обладавший оригинальным и узнаваемым, что редкость для тяжелой музыки, метал саундом. Основой которого служил трехсот ваттный транзисторный усилитель Randall Warhead.

Именно на нем, а не на Krank Даймбег впервые нашел свой звук, главным секретом которого, возможно был встроенный 9-ти полосный графический эквалайзер. Так же усилитель имел на борту два канала, чистый и овердрайв (на деле зубодробительный хай-гейн), петлю эффектов на задней панели. Кабинет с 4-мя динамика Celestion комплектовался удобными ножками колесиками, что очень актуально, в изнурительных концертных турах.

Преимущества Randall Warhead:

  • Мощный сухой перегруз, с подчеркнутым верхом, идеален для thrash metal
  • Агрессивный дизайн
  • 9-ти полосный параметрический эквалайзер
  • Отсутствие необходимости, замены дорогостоящих ламп, как следствие транзисторной схемы

Гром тяжелых орудий:

В марте 1981 года компания Marshall представила новый усилитель JCM 800, названный так по номерному знаку машины основателя компании, буквы же в свою очередь, означали его инициалы, Джеймс Чарльз Маршалл. Изначально, усилитель представлял собой логическое продолжение проверенного временем «Super Lead» со слегка измененным дизайном.

Панель управления стала полноразмерной, имела подпись Джима и надпись «JCM 800», передняя сторона была обтянута тканью с белой окантовкой. JCM800 считался «самым горячим усилителем, поскольку в то время, он имел значительно больше гейна, чем другие серийные усилители и в Lead режиме, триод обеспечивал дополнительное усиление для предварительного усилителя, в связи с чем это был лучший усилитель для Heavy metal на тот момент.

Поэтому нет ничего удивительного, что JCM 800 стал любимцем у Slayer, Anthrax, Judas Priest, Iron Maiden и ещё огромного числа метал команд восьмидесятых.

Преимущества Marshall JCM 800:

  • Мощный перегруз с эталонной серединой, классический heavy metal sound
  • Надежность и простота использования
  • Стильный «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Трехмерный звук

Matamp была основана в начале 60-х в Англии. Её основатели Мет Метиас и Тонни Эмерсон черпали вдохновение для своих усилителей не из схем Fender, как большинство в то время, а из Hi-Fi оборудования. Первым успехом для них было сотрудничество Fleetwood Mac, тогда еще под брендом Orange.

Однако, настоящим культом они стали гораздо позже у бесчисленного количества sludge и post-metal команд, которым пришлось по вкусу «трехмерное звучание», которое проникает во все уголки комнаты, занимая собой все пространство, никому, ни до, ни после не удавалось повторить ту монументальную стену звука, что давали усилители Matamp.

На данный момент самым интересным усилителем у компании является 1224 mkII. Это одноканальный усилитель, собранный, как и все Matamp навесным монтажом. Созданный для тех, кто реально хочет заморачиваться со всеми нюансами своего звука.

Преимущества Matamp 1224 mkII:

  • Уникальный характер перегруза, свойственный только Matamp идеальный для sludge metal и post metal
  • Высочайшее качество изготовления
  • Широкие возможности настройки
  • Строгий, но стильный дизайн

Великолепный транзистор:

1975 году компания Roland выпускает один из первых полупроводниковых комбо — JC-120. Он становится своеобразной революцией в сфере гитарного усиления, поскольку выглядел и звучал совершенно иначе, по сравнению с тем что было на рынке в то время. Jazz Chorus представлял из себя 60-ти ваттный комбо усилитель с двумя двенадцати дюймовыми динамиками, узнаваемым звуком хоруса, свойственный именно этому усилителю, эффект вибрато с регулируемой глубиной и частотой, пружинным ревербератором, двумя независимыми каналами (чистым и с эффектом) с независимой трехполосной эквализацией, а также стеро разрывом.

В связи с тем, что он имел великолепный чистый и мощный звук, колоссальную прочность и относительно низкую стоимость, по сравнению с наиболее часто используемыми усилителями тех времен нет ничего удивительного, что к началу 80-х годов, он стал очень популярен, особенно среди групп новой волны (Andy Summers (The Police) и пост панк сцены (Robert Smith (The Cure.Siouxsie and the Banshees).

Он так же нашел широкое применение, у игроков фанка и даже суровых металистов, использовавших его для кристально чистого звука, самыми известными из которых являются James Hetfield и Kirk Hammett из Metallica.

Преимущества Roland JC-120 Jazz Chorus:

  • Мощный, но кристально чистый клин, без каких либо искажений, хороший выбор для post-punk
  • Уникальный звук хоруса, свойственный только этому комбо
  • Высокая прочность и надежность

Сделано в России:

Да, в России тоже делали отличные усилители, Mig-60 является изрядно переработанным Marshall JCM800, но, по мнению некоторых авторитетных музыкантов, во многом даже лучше прародителя. К примеру, Dean DeLeo из Stone Temple Pilots регулярно использует его в студии. Быть может на такое решение повлияли уникальные схематические разработки или детали советской оборонки или частичная ручная сборка (handwired), но на данный момент Sovtek Mig-60 приобрел культовый статус, особенно он в цене у американских stoner`шиков.

Преимущества Sovtek Mig-60:

  • Жирный перегруз с ярко выраженной серединой, отлично подходит для stoner rock
  • Частичный ручной монтаж
  • Низкая стоимость на вторичном рынке

Папа high gain`а

Майкл Солдано занимался мелкосерийным производством и модингом гитарных усилителей в Лос-Анджелесе, параллельно развивая свои разработки, одной из которых стал Soldano SLO-100, являвший собой изрядно переработанный японский усилитель Yamaha T-100. Выпущенный в 1987 году, SLO-100 стал мгновенным хитом в среде профессиональных музыкантов.

Существует легенда, что Майкл Солдано ввел термин «high gain» только, для того чтобы предоставить хорошее описание его нового усилителя и это как нельзя лучше его характеризует. Канал перегруза — жемчужина этого усилителя, великолепный сверхчитаемый хай гейн, один раз услышав который вы никогда уже не забудете, однако он обладает так же и великолепным чистым каналом.

Также SLO-100- это великолепные компоненты и никаких компромиссов в качестве конечного продукта. В связи с чем огромное число музыкантов, в число которых входят Lou Reed, Michael Landau, John Fogerty и конечно же Mark Knopfler, отдали свое сердце этому усилителю.

Преимущества SLO-100:

  • Эталонный звук современного high gain`а
  • Высококачественные комплектующие
  • Ручной монтаж
  • Бескомпромиссное качество изготовления