Создание веб-квестов на платформе JIMDO. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся Поделитесь вашим мнением о работе мастер-класса

Разработка веб-квеста по теме «Лексика»

Составила учитель русского языка и литературы Смольянинова Юлия Владимировна

05.11.2016

Пояснительная записка

Инновационный подход к преподаванию русского языка и литературы, как и других учебных дисциплин, связан с обновлением методики преподавания, широким внедрением современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Сегодня актуальным становится сочетание активных и интерактивных методов и технологий обучения с элементами ИКТ. Именно такой подход к преподаванию русского языка и литературы в практике передовых учителей – словесников определяется как инновационный .

Слово «квест» (от англ. «quest» – «путешествие») – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Образовательный веб-квест – (webquest) – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Новизна подхода к применению технологии веб-квест в моей практике заключается в ее использовании для организации проектной деятельности непосредственно на учебных занятиях.

Как отмечает О. А. Казановская , применением технологии веб-квестов на уроках литературы преподавателем достигаются различные цели.

Обучающие:

    формирование умений и навыков информационной деятельности;

    обучение навыкам получения и отправления электронной почты, создания презентаций;

    обучение сбору и анализу материалов из различных источников;

    обучение выявлению основных приемов создания образов героев литературных произведений и принципов типизации социальных явлений;

    обучение умению обращать внимание на художественные детали;

    обучение умению выстраивать цепочку доказательств и делать обоснованные выводы;

    обучение грамотной организации материала в целях повышения эффективности устного и письменного сообщения;

    обучение умению находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.

Развивающие:

    развитие интереса к литературе, информатике и другим областям знаний;

    повышение мотивации обучения и качества усвоения знаний по изучаемому предмету;

    формирование потребности в регулярном чтении научной, научно-популярной и художественной литературы (в том числе опубликованной в Интернете);

    совершенствование навыков анализа художественного текста на примере конкретного произведения;

    развитие критического мышления, умения устанавливать логические связи между событиями и явлениями;

    развитие коммуникативных умений и навыков публичного выступления;

    использование информационного пространства сети Интернет для изучения произведений русской литературы, критики, интересных фактов, связанных с произведениями;

    развитие потребности использования информационного пространства сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;

    совершенствование навыков работы в компьютерных программах;

    формирование умения работать в команде, достигать компромисса.

Воспитывающие:

    воспитание бережного отношения к слову и к художественному тексту;

    воспитание культуры общения и коммуникативных навыков учащихся;

    воспитание культуры публичного выступления;

    воспитание культуры общения в сети Интернет.

Таким образом, изучив методику и возможности технологии веб-квеста, существующий опыт педагогов-новаторов, мы сочли возможным применить ее для организации проектной деятельности на уроках литературы.

Для проведения веб-квеста необходимо определенное оснащение: компьютерный класс для выполнения работы, доступ в Интернет, пакет MS Office, мультимедиа.

Требования к уровню подготовки учащихся для прохождения веб-квеста:

    учащиеся должны знать содержание литературного произведения;

    уметь интерпретировать изученное произведение на основе личностного восприятия;

    работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;

    уметь аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, отстаивать свою позицию;

    уметь работать с файлами (создавать, копировать, осуществлять поиск);

    уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

    уметь создавать типовые документы на компьютере,

    уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации,

    уметь путешествовать по Всемирной паутине.

Таковы организационно-педагогические условия применения технологии веб-квеста на уроках литературы.

В качестве примера приводим методический паспорт веб-квеста «Лексика».

Смольянинова Юлия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ гимназия №1476

Название веб-квеста : «Лексика русского языка»

Адрес веб-квеста:

Аннотация:

Образовательный веб-квест «Лексика русского языка» адресован учащимся 10 класса, повторяющим школьную программу по теме «Лексика». Выбор технологии обоснован актуальностью информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Учебная деятельность по технологии веб-квеста такова: учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются ученикам преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста учащиеся либо представляют собственные презентации. Так как квест – это ролевая игра, то каждое направление деятельности оформляется как определенная роль. В данном квесте таких ролей пять: «историки», «философы», «социологи», «изобретатели», «писатели». Подробное описание названных ролей размещено в меню сайта.

Структура веб-квеста

Стартовая страница

Центральное задание

Вступление

Описание ролей

Список ресурсов

Процедура работы

Критерии оценки работ

Страница преподавателя

Стартовая страница:

В современном обществе вопросы культуры речи приобретают первостепенное значение. На каком языке мы говорим? Из чего складывается наша речь? Откуда пришли слова? Какую речь мы слышим? А какую хотели бы слышать вокруг себя? И нужно ли бороться за "чистоту языка"? Над этими и другими вопросами ребята размышляют, проводят исследования по темам, приходят к самостоятельным выводам. Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь носителя языка засорена неоправданными заимствованиями, жаргонизмами, - поэтому в федеральном компоненте государственно-образовательного стандарта по русскому языку усилен аспект культуры речи и усилено внимание к воспитательному потенциалу предмета «Русский язык и литература. Русский язык». Участие в веб-квесте «Лексика» позволяет ученикам не только повторить и обобщить основные понятия раздела "Лексика", оно дает стимул к углубленному изучению предмета. А использование информационных технологий в работе позволяют улучшить качество обучения, повышают его продуктивность и способствуют развитию творческих способностей.

Центральное задание

На каком языке мы говорим?

Проблемные вопросы:

Из каких лексических компонентов складывается наша речь?

Какие факторы обогащают нашу речь, а какие обедняют ее?

Почему так живуч "вирус сквернословия"?

Заимствования - необходимость или мода?

Какими чертами обладает по-настоящему красивая речь?

Надо ли бороться за чистоту языка?

Как личность человека раскрывается в его речи?

Учебные вопросы:

Какова история возникновения сквернословия в нашем языке?

Какова роль фразеологических оборотов, пословиц и поговорок в речи?

Что такое язык и речь?
- Что такое культура речи, речевая ситуация?

Гипотеза:

Современный русский язык потому так и называется, что он изменился. И безнадежно устарели прежние требования к речи. Столько нового! Столько интересного! И ни к чему думать, что говоришь – и так все поймут. Ну, или почти все.

Вступление

Делимся на 5 команд. У каждой команды своя роль. Творческий отчет (презентация, видеоролики, таблица) команда размещает насвоей страницевеб-сайта. Капитан может распределить задания внутри команды. Все члены команды работают на общую цель. Все помогают друг другу, учат работе с компьютерными программами.

Описание ролей

    Историки
    Ваша задача исследовать все пути возникновения слов в русском языке:
    исконно-русская лексика,

    заимствования,

    кальки,
    историзмы/архаизмы,
    неологизмы,

    акказионализмы.
    Создайте красочную презентацию по вашей теме (с примерами).

    2) Философы
    Вы - мыслители! Вы размышляете о том, как многозначно или однозначно может быть слово.
    Исследуйте семантику (прямое, переносное значение, многозначность) слов и фразеологизмов.
    Изучите происхождение фразеологизмов и их классификацию.

    3) Социологи
    Исследуйте социальные слои лексики.
    Кто ее использует и для чего? Диалекты. Термины. Жаргон. Сленг. Профессионализмы.
    Создайте красочную презентацию по теме (с примерами).

    4)Писатели
    Изучите фигуры речи.
    Объясните, что такое метафора, метонимия, синекдоха, оксюморон, параллелизм, градация и др.
    Какие писатели и как используют в своем стиле те или иные выразительные средства.
    Создайте красочную презентацию по теме (с примерами).

    5) Изобретатели
    Соберите галерею знаменитых людей с цитатами о слове и русском языке.
    Изучите такие явления языка как омонимы, омофоны, омографы, омоформы, паронимы, синонимы, антонимы, палиндромы
    Предложите несколько вариантов языковых игр.

Процедура работы

1. Разделиться на 5 команд.

2. Команда должна выбрать роль. Она общая для всей команды.

3. В соответствии с выбранной ролью выполнить задание:

а) поиск информации по конкретной теме на указанных или самостоятельно выбранных сайтах;

б) отбор нужной информации;

в) размещение материалов на странице ролевой группы сайта;

г) доработка страницы сайта после консультации с учителем;

д) рефлексия;

и) защита проекта (устное выступление команды).

Требования к презентации

1. Презентация состоит как минимум из 10 слайдов.

2. Все материалы тщательно отредактированы и не содержат ошибок.

3. Материал хорошо изучен и представлен в структурированном виде.

4. Общий вид презентации привлекает аудиторию и соответствует теме.

5. Используются различные макеты слайдов, эффекты перехода слайдов, звуковые эффекты.

Критерии оценки веб – квеста

обоснование критериев

баллы

Содержание

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме

собранная информация не анализируется и не оценивается.

Полнота раскрытия темы

Полно

Частично

Не раскрыта

изложение аспектов темы

Изложены полно

Частично

Не изложены

изложение стратегии решения проблемы

Изложена стратегия решения проблем

Процесс решения неполный.

Процесс решения неточный или неправильный

логика изложения информации

Логичное изложение материала

Нарушение логики

Отсутствие логики

Самостоятельная работа группы

Слаженная работа в группе

Четко спланированная работа группы

Работа группы частично спланирована

Не спланирована работа в группе

Распределение ролей в группе

Вся деятельность равномерно распределена между членами команды

Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды

Несколько членов группы отвечают за работу всей команды.

Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров

В работе присутствуют авторские находки

Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

Степень самостоятельности работы группы

Полная самостоятельность при выполнении работы

Частичная самостоятельность работы группы

Несамостоятельная работа группы

Оформление работы

Грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток

Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

Защита работы

Качество доклада

Аргументированность основных позиций, композиция доклада логична, полнота представления в докладе результатов работы

Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации

Не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования

Объем и глубина знаний по теме

Докладчики демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи

Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний

Докладчики обнаруживают полное невладение материалом

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории

Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории

Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории

Ответы на вопросы

Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся, стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы.

Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы

Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно

Деловые и волевые качества докладчика

Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен

Докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность

Докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов

Оценка «5» - 140 -110

Оценка «4» - 109 - 80

Оценка «3»- 79 -60

Оценка «2 – 59 - 0

Казановская, О.А. Использование технологии Web -квестов на уроках литературы.//Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «ИНФО-СТРАТЕГИЯ 2012».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Образовательный веб-квест 4 Понятие «образовательный веб-квест» 1 2 3 5 Виды заданий для веб-квестов по Берни Доджу Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам Критерии оценки веб-квеста Формы веб-квеста

3 слайд

Описание слайда:

публикуются охватывают разрабатываются сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть межпредметными работы учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» как результат деятельности с веб-квестом проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета Образовательный веб-квест

4 слайд

Описание слайда:

Особенность образовательных веб-квестов Часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с веб-квестом находится на различных веб-сайтах

5 слайд

Описание слайда:

Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Пересказ Планирование и проектирование Самопознание Компиляция Творческое задание Аналитическая задача Таинственная история Достижение консенсуса Оценка Журналистское расследование Убеждение Научные исследования

6 слайд

Описание слайда:

Виды заданий для веб-квестов Пересказ демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа Планирование и проектирование разработка плана или проекта на основе заданных условий. Самопознание любые аспекты исследования личности Компиляция трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры Творческое задание творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика Аналитическая задача поиск и систематизация информации Оценка обоснование определенной точки зрения

7 слайд

Описание слайда:

Виды заданий для веб-квестов Детектив, головоломка, таинственная история выводы на основе противоречивых фактов Достижение консенсуса выработка решения по острой проблеме Самопознание любые аспекты исследования личности Журналистское расследование объективное изложение информации (разделение мнений и фактов) Убеждение склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц Научные исследования изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

8 слайд

Описание слайда:

Структура веб-квеста Центральное задание Ясное вступление Список инф. ресурсов Роли 1 2 3 4 четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста четко определен итоговый результат самостоятельной работы ссылки на адреса веб-сайтов по теме, необходимых для выполнения задания Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания. требования к отдельным элементам веб-квеста

9 слайд

Описание слайда:

Структура веб-квеста требования к отдельным элементам веб-квеста Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания. Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию. Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

10 слайд

Описание слайда:

Этапы работы над квестом Этапы работы над квестом Начальный этап (командный) Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами. Ролевой этап Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели - создания сайта. Задачи 1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта. Заключительный этап Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернете результаты исследования.

11 слайд

Описание слайда:

оценивают самих себя, товарищей по команде этими же критериями пользуется учитель подробная шкала критериев оценки - ключевой раздел любого веб-квеста Критерии оценки веб-квеста

12 слайд

Описание слайда:

Устное выступление Мультимедийная презентация Исследовательская и творческая работа Качество аргументации, оригинальность работы Навык работы в микрогруппе Рекомендуется использовать от 4 до 8 критериев. Критерии оценки веб-квеста

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

язык описания должен быть понятен учащимся описание должно позволять определить количественные отличия одного параметра от другого разница между количественными показателями должна быть примерно одинаковой (например, 4 балла ставится при наличии 1-2 орфографических ошибок..) A C B При необходимости можно также указать значимость каждого критерия в общей оценке (например, в процентах). Требования к описанию параметров оценки

15 слайд

Описание слайда:

Виды веб-квестов от одного до трех сеансов Цель Протяженность во времени от одной недели до месяца (максимум двух) Краткосрочный Долгосрочный приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний расширение и уточнение понятий

16 слайд

Описание слайда:

ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний уметь трансформировать полученные знания владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме 1 2 3 Долгосрочный веб-квест

17 слайд

Описание слайда:

Веб-квест для работы в мини-группах для работы отдельных учеников дополнительная мотивация выбор ролей ученый журналист архитектор секретарь Объединенных Наций Представитель МИД России Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным.

18 слайд

г.Армавир, Краснодарского края

Учебный курс:

Образовательная технология веб-квест

Лекция 4

Как создать веб-квест

Пошаговая инструкция

Шаг 1: определите тему.

Шаг 2: выберите сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.Для начинающих можно использовать презентацию в формате Power Point на своей страничке сайта.

Шаг 3: придумайте задания.

Выберите форму, в которой ученики получат задание:

  1. Презентация (напр. программа PowerPoint – расширение .ppt ).
  2. В виде текста (напр. программа Word – расширение .doc ).
  3. Визуальный материал. (Набор картинок, фотографий и т.д. в виде архива – расширение .zip , . rar ).

Шаг 4: продумайте систему оценивания.

Шаг 5: подберите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.

Шаг 6: разместите веб-квест на сайте.

На сайте Zunal WebQuest Maker – FREE (http://www.zunal.com/ ) можно создат свой веб-квест абсолютно бесплатно. Для этого необхоимо:

  1. Cоздать логин (зарегестрироваться) на сайте.
  2. Веб-квест создаётся поэтапно.
  3. Страниц (этапов) семь:
  1. Title – стартовая страница.
  2. Introduction – втупление.
  3. Tasks – общие задачи.
  4. Process .- процесс работы.
  5. Evaluation – критерии оценивания.
  6. Conclusion – вывод.
  7. Teacherspage – страничка для учителя

Описание содержания каждой страницы

Title . На стартовой странице пишется название квеста, его краткое описание, выбирается уровень сложности (указывается класс), затем выбирается тематическая принадлежность квеста (напр. English language…) В конце пишутся ключевые слова, чтобы так же облегчить поиск (напр. Ренессанс, Да Винчи…).

I ntroduction . Во вступлении указываются темы заданий.

Tasks .На этой странице ученики знакомятся с планом работы. Определяется количество человек в группе. Указывается задание и источники информации. Источники информации и могут быть в разном виде (напр. как ссылка на другой сайт, как документ в виде текта или презентации)

Process . В разделе процесс работы, даются конкретные задания.

Evaluation . Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности задания. Как пояснение к оценкам пишется комментарий.

Conslusion Вывод о проделанной работе, включает в себя информацию о приобретенных навыках.

Teacher’s page На страничке учителя следует разместить рекомендации по использовании веб-квеста.

Когда все страницы заполнены. Веб квест готов к публикации, после которой он станет доступен для других пользователей.

Разделы: Общепедагогические технологии

Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

  • повышение мотивации к самообучению;
  • формирование новых компетенций;
  • реализация креативного потенциала;
  • повышение личностной самооценки;
  • развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

  • использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Итак, что же такое веб-квест?

«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Самопознание – любые аспекты исследования личности.
  • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
  • Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
  • Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
  • Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
  • Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
  • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам

Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста . Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).

Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Этапы работы над квестом

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели - создания сайта.

1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Критерии оценки работ учащихся

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.

Примеры веб-квестов

Всем студентам рано или поздно приходится защищать свои курсовые, а затем и дипломные работы. При этом вопросов, как это делать, всегда больше, чем ответов.

В Тор-10 страхов человечества смерть находится на 6-ом месте, а страх перед публичным выступлением на 1-ом!!!

Разработанный мною квест «Самоучитель по защите дипломной (курсовой) работы» поможет разобраться в основных аспектах подготовки и самой защиты студенческих работ.

Разные специалисты представят свою точку зрения на такое мероприятие, как публичная защита работ, дадут всем желающим советы и рекомендации.

Задача участников квеста – определить свою роль и разработать рекомендации, требования, советы студентам, готовящимся защищать свою работу. После обобщения результатов всех участников квеста получится «Самоучитель по защите дипломной (курсовой) работы», который будет использоваться студентами старших курсов колледжа.

При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы, или наоборот – попробовать себя в непривычной ситуации.

Роли участников квеста:

Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления.

Задача Дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала.

Специалист русского языка даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите дипломной (курсовой) работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов.

Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний.

«Бывалый » представит советы преподавателей, выпускников и студентов старших курсов, защищавших свои проекты, поделится приметами и повеселит студенческими байками.
Этот квест я предлагаю пройти студентам первого курса колледжа (т.е. ребятам, поступившим в ссуз после 9-го класса и пока изучающим предметы школьной программы). Это позволяет разнообразить учебный процесс и заранее готовиться студентам к предстоящим публичным защитам своих работ. Акцент на то, что мы готовим самоучитель для студентов старших курсов колледжа, приглашение старшекурсников на заключительный этап (представление результатов проекта) придает первокурсникам чувство ответственности за предоставляемый продукт, ощущение важности их работы.

Подробно с этим веб-квестом можно ознакомиться в Интернете по адресу www.kbk-wq.h17.ru

В настоящее время в разработке новый веб-квест о родном крае. Роли этого квеста: историк, географ, экономист, политик, бизнесмен, хранитель легенд и преданий, библиограф…

Студенты на различных предметах всесторонне изучают Калининград и область, находят и представляют очень интересные материалы. Поэтому решили эту работу объединить в единый проект.

В заключение хотелось бы указать ссылки на некоторые веб-квесты. По собственному опыту могу сказать, что только просмотрев хотя бы несколько подобных работ, можно вдохновиться на создание собственного проекта. А работа эта и полезная, и интересная, действительно активизирующая учебную деятельность.

Примеры квестов на сайте «Школьный сектор».

 Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления

материалов из разных источников в новом формате: создание

презентации, плаката, рассказа.

 Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на

основе заданных условий.

 Самопознание – любые аспекты исследования личности.

 Компиляция – трансформация формата информации, полученной из

разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной

выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

 Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание

пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

 Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

 Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе

противоречивых фактов.

 Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

 Оценка – обоснование определенной точки зрения.

 Журналистское расследование – объективное изложение информации

(разделение мнений и фактов).

 Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально

настроенных лиц.

 Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов

на основе уникальных он-лайн источников.

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трёх занятий. Они могут быть легко использованы на школьных уроках по многим предметам.

Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца, может быть, на четверть или даже учебный год.

Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Следует отметить, что обучение с помощью технологии веб-квестов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.

Некоторые дополнения:

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.

Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними.

Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.

Формы web-квеста также могут быть различными.

Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.

Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.

Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).

Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.

Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.Фэйх