Почему люди поют: Природа пения. Почему люди поют? …потому что это традиция

Нереализованные желания никому не идут не пользу: они портят настроение, вызывают агрессию и так далее. Но, к сожалению, наши желания не всегда совпадают с возможностями, и человек это прекрасно понимает. Например, многие любят музыку, обожают подпевать любимым исполнителям, может быть, даже пишут песни сами. И быть счастливыми им мешает только одна жестокая шутка природы: им не досталось ни голоса, ни слуха.

Есть и люди, у которых вполне неплохие вокальные данные, но запеть в чьём-то присутствии им мешают банальная нерешительность и стеснение. Как бы там ни было, отказывать себе в желании исполнять песни не нужно, ведь можно петь в душе для себя. Кроме того, ванная комната — лучшее место для пения, именно там чаще всего появляется желание исполнить что-нибудь. На то есть несколько причин.

Голос, который никто не слышит

Психологи уверяют, что люди слышат и видят себя совсем не такими, какие они есть на самом деле, поэтому поющий человек может и не заметить, что у него неприятный голос или отсутствует слух. Однако домочадцам: родителям, супругу, детям — всё равно нестерпимо неприятно слушать пение человека, которому не повезло с голосовыми данными. Тому, кто живёт один, в этом плане легче: главное — не повышать голос настолько, чтобы мешать соседям. Тем же, кто боится навредить слуху домочадцев своим желанием исполнить недавно услышанную песню, стоит почаще принимать душ — ведь там можно петь для себя, никому не мешая и не стесняясь своего голоса.

Людям свойственно принижать свои достоинства, поэтому иногда человек считает, что плохо поёт, а на самом деле его голос лучше, чем у многих певцов эстрады вместе взятых. Перестать стесняться себя бывает сложно, человек просто зажимается и теряется, если ему предстоит исполнить песню перед кем-то. Но в душевой кабинке он один, а значит может почувствовать себя спокойно и петь, зная, что не получит нелестных комментариев.

Очищение от плохих мыслей

В душе люди расслабляются: с них сходит грязь и пот, тёплая вода расслабляет мышцы. Человеку хорошо и свободно, он практически счастлив. А счастливые люди или те, у кого просто хорошее настроение, обожают петь. Психологи уверяют, что довольные своей жизнью люди поют гораздо чаще, чем те, кто постоянно устаёт или нервничает. Душ очищает не только тело, но и мысли, он расслабляет человека, а в таком состоянии люди чаще думают о приятном. Поэтому в этот момент им хочется только одного — спеть и почувствовать себя ещё счастливей.

Акустика

В ванной комнате чаще всего другая акустика, чем в других помещениях, поэтому звук тоже идёт совсем другой. А значит, проще представить, что вы поёте не у себя дома, а где-нибудь на концерте. Достаточно закрыть глаза — и вы сможете вообразить толпу фанатов, так почему бы не исполнить для них что-нибудь, что им обязательно понравится?

Воображение

Многим людям вода напоминает своеобразную музыку — переливчатую, слегка однообразную, но музыку. А когда звучит музыка, люди больше всего на свете хотят петь. Душевая лейка при должном воображении вполне может сойти за микрофон. В душе, когда человек не сосредоточен на проблемах, требующих срочного решения, у него лучше работает воображение, а значит ему не сложно воссоздать для себя желаемые условия из подручных средств и представить себя совсем другим человеком. Например, знаменитым на весь мир певцом.

Скука

Даже те, кто совсем не умеют расслабляться, могут петь в душе, правда, по совсем другой причине. Люди, привыкшие постоянно чем-то заниматься, безумно скучают в душе, ведь там нельзя ни кино посмотреть, ни книжку почитать. Это вовсе не значит, что люди потеряли вкус к жизни , раз не знают, чем себя занять. Просто такой уж это типаж людей: они просто не могут заниматься только одним делом за раз, а душевая кабинка особого выбора им не даёт. Остаётся только одно — слушать музыку и подпевать ей.

Люди поют в душе, потому что это идеальное место: оно безлюдное, способно создавать интересную акустику, позволяет расслабиться. Кроме того, там нет слушателей, которые могли бы испортить всё настроение, и человек может наслаждаться тем, что ему нравится, без страха услышать в свой адрес что-нибудь нелестное.

От рождения до смерти люди поют, как правило, совершенно не задумываясь, почему они это делают. Даже если, как говорится, нет ни слуха, ни голоса, все равно поют: втихомолку или же «от души», испытывая терпение домочадцев. Младенцы поют, пробуя голос еще до того, как научились говорить. А я видела в Архангельской области старушку ста девяти лет от роду, которая уже перестала ходить, почти разучилась говорить и не помнила ничего, кроме песен, которые пела в молодости. А пела она, как соловушка.

Между словом и воем.

Иногда мы поем, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя надоедливый мотив. Иногда мы в упоении поем на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным.

Что же это за странное свойство, что за потребность человеческой природы, которая вроде бы никак не обусловливается ни жизненной необходимостью, ни с общественными требованиями. Любовные игры можно связать с необходимостью продолжения рода, склонность человека ко всяческим соревнованиям и состязаниям объясняется, например, первобытным охотничьим инстинктом, но пение абсолютно бессмысленно и бесполезно с точки зрения практической пользы. Вы мне возразите: а как же наслаждение искусством? Да, множество людей наслаждается великими творениями гениальных живописцев, но, тем не менее, наши опыты как рисовальщиков чаще всего заканчиваются с переходом в старшие классы школы, когда завершаются уроки рисования. А вот петь мы не перестаем, даже если последний урок пения был пятьдесят лет назад.

Самое смешное, что, несмотря на эти противоречия, пение, по-видимому, настолько естественное для человека состояние, что мало кто из нас всерьез задавался вопросом, а зачем оно надо?

«Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».

Шушарджан С. В.

Музыкотерапия и резервы человеческого организма.

Одно из основных свойств пения - то, что это невербальное, сверхсловесное выражение эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование или горе, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство, проявить через внешнее действие - и оказывается, что адекватно выразить сильное чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек их ни произносил, все кажется недостаточно правдивым и сильным. Можно, конечно, просто стонать и кричать (животные так и делают), но и этого оказывается мало: просто звук тоже не способен отобразить человеческую эмоцию. В каком-то смысле пение стоит между словом и воем, между человеком и зверем, между сознательным самовыражением и природным чувственным порывом. Таким образом, пение - это инструмент самовыражения и коммуникации, необходимый для максимально полного, объемного, эмоционального проявления человеческой личности.

«Поверил я алгеброй гармонию».

Конечно, пение подразумевает наличие гармонии и ритма. Под словами ритм и гармония мы понимаем структурную организацию пространства, не обязательно звукового. Гармоничным мы можем назвать приятное сочетание цветов, миловидное лицо, отношения в семье, где все друг друга любят и уважают… По одним и тем же законам гармонии построена вся вселенная, одни и те же числовые пропорции лежат в основе красивой мелодии, правильно настроенного инструмента, прекрасного, прочного здания и законов, по которым движутся планеты. Недаром древние греки относили музыку не к искусствам, а к наукам: она входила в тривиум «Астрономия, Музыка, Геометрия».

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

В древности люди понимали, что как нарушение законов вселенной превратит космос в хаос, как нарушение законов геометрии превратит здание в руины, так и нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу человека, его внутренний строй и его отношения с другими людьми. В древнем Китае композитора, который писал «неправильную» музыку, казнили. В нашем цивилизованном мире композиторов казнить не принято, а зря. Никто из нас не задумывается, какое колоссальное воздействие оказывает на нашу жизнь постоянный музыкальный фон, который мы привыкли не замечать, но от которого часто зависим не меньше, чем курильщики от никотина. Человеческая потребность в гармонии, как и все в нашем мире, стала объектом манипуляции. Повторяя «назойливую мелодию дня», человек сам себя погружает в транс и становится частичкой массы, потребляющей музыкальную жвачку вместе с чипсами и Кока-колой. Человек поющий непременно включается в мощный энергетический поток, инстинктивно ощущая, как при этом возрастает его собственная духовная сила и значимость. Но это может быть как поток вселенской гармонии, так и звуковой мусоропровод.

При помощи ритма человек тоже подключается к потоку, но уже ритмическому. Ритм воздействует на психику, возможно, еще сильней, чем гармония.

«Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом». Петрушин В.И.

Музыкальная психотерапия. - М., 1999. - С. 10.

Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи - все это открывает для видящего музыку природы. <…> Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

Ритм - это структурирование времени, деление временного континуума на разные промежутки. Каждому явлению, каждому народу, каждому человеку присущ его собственный ритм, искажая который можно как разрушать, так и управлять. Обратите внимание, какую музыку, с каким ритмом заводят опытные менеджеры в своих магазинах, стимулируя «заводное» настроение, с которым легко делаются покупки. Социопсихологи знают, что при помощи определенных ритмов можно менять состояния и настроения толпы. При помощи музыкального ритма можно ускорить или замедлить сердечный ритм (этим всегда пользовались шаманы и знахари), можно продлить или сократить само время жизни.

Ритм может быть как лекарством, так и смертоносным оружием: этнографы описывают африканские племена, где преступников казнили при помощи барабанного боя.

Можно сказать, что ритм и гармония, это то, что дано человеку свыше, то, что отличает его от животного и делает существом духовным.

По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».

В унисон с космосом.

Но есть в пении нечто, что не просто приближает нас к природе, но делает нас ее частью, открывает возможность пользоваться ее ресурсами. Это резонанс - частотное совпадение голоса со звуками мира как слышимыми, так и не слышимыми. Если человеку удается своим голосом, телом совпасть с вибрацией физического пространства, где он находится, или найти такое частотное совпадение с голосом другого человека, возникает эффект усиления, многократного умножения силы звука, его обертонального богатства и мощности воздействия. Причем, в случае совершенного резонанса, это воздействие обоюдное: человек получает от мира природную мощь, и сам воздействует на природу, управляя стихиями при помощи голосовых модуляций. На этом эффекте основаны обряды восточных славян выкликания весны или вызывания дождя. А индусы считают, что если у человека от природы сильный голос, значит, при зачатии его родители находились в гармонии с космическими силами. Это поверье тесно соприкасается с убеждением, что правильное пение исправляет жизнь: у многих народностей Индии пение до сих пор является духовной практикой.

Существуют психотехники, используя которые, человек при помощи голоса настраивает свой организм, как рояль, входя в резонанс с самим собой, сообщая собственному телу правильные вибрации, может поднять свой жизненный тонус, поправить общее состояние здоровья.

Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие - в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением. По мнению А. Томатиса, ухо - один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращали внимания на то, что слышание - лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.

Мир, сотворенный песней.

Понимание пения как проявления Божественного в человеке есть почти у всех народов, и духовные песнопения являются частью практически каждого религиозного культа. В христианской традиции ангелы «неумолчно воспевают песнь Богу», а люди повторяют эту песнь - «иже Херувимы» (мы Херувимы). В одной из христианских сказок Клайва Льюиса («Хроники Нарнии») Великий Лев Аслан песней творит мир.

И вот этот великий дар - пение - каждый человек получает от Бога при рождении. Это такое же свойство человеческой природы, как способность ходить, говорить, смеяться. Нет таких, кто был бы изначально лишен этого удивительного и совершенного инструмента. И не верьте страшным историям про медведей, наступающим на уши крикливым младенцам. Не верьте родной маме, когда она уверяет, что «у тебя никогда не было голоса». Напомните ей лучше, как она говорила вам: «Что ж ты так орешь» или «Когда ты, наконец, замолчишь!» Доказательством тому, что пение - это природное свойство человека, может служить то, что в странах традиционной культуры, в той же Индии или Африке, да и в нашей родной Российской деревне просто нет людей, которые не умели бы петь, «не имели» слуха и голоса. Все прекрасно поют с детства, причем не посещая никаких музыкальных школ. Чем же мы, цивилизованные горожане, так «не задались», что без специального образования не можем связать трех нот? Причин здесь несколько.

Во-первых, звуковое пространство города настолько далеко от природного, что в самом деле деструктивно действует на аудиальные способности человека. Слух городского ребенка формируется иначе, чем слух деревенских детишек, для которых привычным звуковым пространством являются голоса птиц и животных, шум леса и реки. Кроме того, ребенок, который вырос среди поющих людей, учится у них петь неявно, не задумываясь о том, что он учится, перенимая традиционные певческие приемы.

Во-вторых, условности современного цивилизованного общества таковы, что считается неприличным непосредственное выражение своих эмоций. Требуя соблюдения общественного порядка, родители, да и посторонние, шикают даже на маленьких детей, чей звонкий голос выбивается из общего звукового фона. Человек с детства боится «звучать» - не то, что петь, он и говорить начинает в полголоса. Попробуй, позвучи в современной малогабаритке с тонкими стенками или в общественном транспорте - такое «индивидуальное проявление» соседями будет воспринято как личное оскорбление.

А после того как ребенку чуть ли не с младенчества запрещали самовыражаться при помощи голоса, ему начинают «преподавать» пение в школе. Голос, который является отражением и продолжением личности человека, начинают «обрабатывать», унифицировать, так и не дав ему позвучать. В результате возникает некий перекос: и физиологический, и психологический. Нечто подобное происходит, например, с «переученными левшами», которых, вопреки их природе, с детства заставляли держать ложку и писать правой рукой, в силу чего они не могли использовать на 100% возможности своего тела и разума.

Но то, что вы никогда полноценно не использовали свой голос - этот уникальный инструмент, данный вам от рождения, - не значит, что у вас его «нет»! Его надо только «достать из чулана», почистить, настроить и учиться им пользоваться. Конечно, это дело не одного дня: сначала голос надо освободить от застарелых зажимов, потом «накачать», восстановить мускулатуру наполовину атрофировавшегося органа, затем развить гибкость, координацию с движениями тела, научиться слушать и слышать.

Зачем человеку владеть своим голосом? «Вступая во владение» голосом, вы не только получаете удовольствие от пения, не только распрямляете и освобождаете свое тело, но и приобретаете мощнейшее орудие коммуникации. Недаром говорят: «чарующий голос», «властный голос», «правдивый голос». Часто первое впечатление о ком-либо мы получаем только благодаря его голосу, даже не сознавая этого.

Психологи утверждают, что эффективность коммуникации в 55% зависит от визуальных представлений, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, в 38 % обеспечивается качеством голоса, модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь в 7 % определяется семантикой слов, которые произносятся.

Человек с естественно звучащим голосом всегда привлекает к себе внимание в беседе, а тот, кто еще умеет управлять своим голосом, владеет аудиторией, легко отображает любые оттенки своих мыслей и настроения, одной интонацией может сказать то, чего не выразить никакими словами.

02.03.2015 2015-03-02

Люди не могут прожить без воздуха, воды, еды и… пения! Малыши уже с самого детства «мурлыкают» любимые песенки из мультиков, даже если еще толком не умеют разговаривать.

Кто-то поет просто для души, кто-то в рамках своей работы, поскольку пение является его профессией, кто-то использует свои песнопения для духовных и оздоровительных практик. Так или иначе – поют все. Давайте разберемся, какую же пользу приносит пение, и почему нам так нравится петь.

Желание петь появляется с самых юных лет

…потому что это традиция

В мире существуют тысячи культур со своими традициями и обрядами, со своей уникальной историей, живописью и кухней и, конечно же, своими песнями. Если вы хотите лучше познакомиться с какой-либо культурой, просто послушайте ее национальные мотивы. Они расскажут все о тонкостях души этого народа.

…потому что нужно расслабиться

Психологи советуют перед ответственным мероприятием или серьезным разговором спеть пару любимых композиций. Это нужно для того, чтобы абстрагироваться от проблем и других раздражающих факторов. Во время пения мы погружаемся в свой собственный неповторимый мир, оставляя «за бортом» все ненужное.


С помощью пения можно расслабиться

…потому что это укрепляет здоровье

Говоря научным языком, пение - это извлечение звука посредством ритмичных выдохов с участием органов дыхательной системы (ротовая полость, легкие, трахея, голосовые связки, диафрагма). Если вы регулярно занимаетесь вокалом или ходите каждые выходные с друзьями в караоке-бар, то улучшение самочувствия вам гарантировано. Кроме того, занятия вокалом (в домашних условиях или в профессиональной студии – неважно) формируют красивую осанку.

Пользу от пения обнаружили недавно – всего несколько десятков лет назад. Этому есть документальные практические подтверждения. Так, положительное влияние пения было обнаружено у пациентов, страдающих заболеваниями верхних дыхательных путей, а также у детей с проблемами заикания и больных после апоплексического удара.


Пойте на здоровье!

Физиотерапевты наряду с преподавателями йоги активно применяют пение для максимальной релаксации, ведь в его процессе выделяются эндорфины, в итоге снимается напряжение, повышаются стимулируются защитные механизмы человека и снижается болевой порог. В частности, об этом говорит известный психотерапевт, доктор Гертруд Берка-Шмид.

…потому что пришлось

Иногда нам действительно приходится петь. Например, на чьей-то свадьбе или дне рождения. Причем нередко происходит так, что то, что начиналось с великой неохотой, перерастает в истинное удовольствие, и нас уже не остановить!

…потому что очень хочется

Бывали ли у вас такие ситуации, когда вдруг возникало непреодолимое желание петь? Причем вы не могли с уверенностью сказать, откуда оно появилось. Вполне возможно, что вам просто не хватает положительных эмоций, и организм пытает таким способом восполнить их недостаток. Не спорьте с ним и спойте пару любимых композиций. По словам опытных вокалистов, приятные ощущения от пения в караоке могут сравниться с удовольствием от сеанса массажа или занятия йогой.

Спеть в караоке – значит избавиться от эмоционального напряжения

Если вы думаете, что караоке – увлечение исключительно для молодых людей, ведущих активный образ жизни, вы ошибаетесь. В последнее время в России пением «для себя» стали увлекаться и серьезные взрослые люди. Караоке для них – это способ снять эмоциональное напряжение, раскрепоститься и лучше понять свое тело.

…потому что это модно

Действительно, сегодня музыка стала самым настоящим трендом. Мы наблюдаем за популярными исполнителями, хотим выглядеть так же модно и стильно, но самое главное, подчас считаем, что можем петь, как они, или даже лучше.

Модные мотивы, которые звучат из каждого плеера, прочно «селятся» в нашей памяти. Почему бы не спеть популярную песню, тем более, что слова так и крутятся на языке?


Иногда для того, чтобы спеть, не нужно и микрофона

…потому что это романтично

У каждой пары (или почти у каждой) есть своя песня или мелодия. Кто-то под нее впервые поцеловался, кто-то – сделал предложение, а кто-то просто увидел свою вторую половинку, скажем, в метро. Детали не столь важны, главное, что в теле закипает кровь, а сердце бьется быстрее, и совсем неважно, сколько лет этой песне, ведь она напоминает вам об одном из вечных чувств – о любви.


…потому что укрепляет патриотизм

Испокон веков солдаты исполняли патриотические песни, причем делали это не только перед боем или во время подготовки, но и на отдыхе. Военные музыкальные мотивы вселяли веру в победу, а иногда и устрашали противника.

Сегодня национальные гимны, укрепляющие патриотические чувства, принято исполнять исключительно стоя и положа руку на сердце.

Спасибо деду и песне за победу!

…потому что это весело

В минуты самого безудержного веселья в любой компании найдется персонаж, переделывающий текст песни. Да-да, он меняет слова, делая из подчас трагической композиции настоящий каламбур, чем приводит в восторг всех окружающих. Хорошее настроение на такой вечеринке гарантировано!


Пение – отличный способ провести время с друзьями

…потому что это помогает организовать досуг

Даже в насыщенной жизни самого занятого человека в мире все-таки выдаются такие дни/часы/минуты, когда заняться совсем нечем. Нет под рукой ни книги, ни интересного фильма, и тогда караоке придет на помощь.

Согласно статистике, нравится в свободное время напевать любимые мотивы не только женщинам, но и представителям сильного пола. Разброс в процентном соотношении не так велик: 65 % / 35 % в пользу дам.


Выход из любой непонятной ситуации – спеть в караоке

И все же почему люди любят петь в караоке? У каждого свои причины, а, может быть, их даже несколько. Ясно главное: «песня нам и строить, и жить помогает»! Просто невозможно представить, что у нас не будет любимых музыкальных композиций и возможности хорошо отдохнуть, спев от души о любви, счастье, горе или предательстве.

Вы хотите выбрать караоке-систему? Спеть в компании друзей, получив яркие впечатления? Заходите в шоу-рум Madboy (Москва, ТЦ «Ленинградский»). У нас вы найдете все караоке-системы: от бюджетных вариантов до моделей премиум-класса для установки в элитные загородные дома и даже караоке-клубы. Вы сможете бесплатно исполнить любимые композиции на профессиональном караоке-оборудовании. Кроме того, у нас регулярно проводятся мастер-классы с участием опытных вокалистов. Вход свободный для всех желающих.

Ждем вас в любое время!

«Да не понимаю я эти народные песни! Как завоют, - слов не разобрать. Поют неплохо вроде, а чего?..».
В традициях каждого народа заложена вся мудрость и все знания, которые направлены на полноценное развитие и обогащение его души, формирование его духовных и нравственных ценностей, переход человека от одного состояния к качественно новому.Показать полностью… И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ такого, чтобы наши с вами прародители занимались непонятными и ненужными вещами! А если современный человек говорит «я их не понимаю», то стоит задуматься ему, почему он их не может понять.
Песню, если человек с ней не знаком, и не нужно понимать, её лучше воспринимать.
Для этого необходимо знать, как работает вообще песня и зачем ее нужно воспринимать (а лучше петь!).
Если посмотреть на песню (голосоведение), как на сокровища в кованом сундуке, то имена им будут внимание, гармония, эмоциональное равновесие (а также диалог с собой и окружающим миром, уважение себя и других, внимательность к физиологическим и нефизиологическим процессам твоего организма, самоорганизация, стойкость, радость, любовь и др.). Через песню можно выявить свои комплексы, волнения и избавиться от них; понять жизненные процессы, настроить их; открыть в себе талан и развить и т.д.
Как через песню можно научиться коммуникации, к примеру?
Пели раньше всей деревней. Каждая деревня поет песню по-своему. Каждая деревня – это отдельный организм со своим менталитетом, укладом жизни, правилами поведения, социальными нормами. Песни одного села есть песни с одного состояния.
Вот говорят, - «на одном дыхании», на едином, цепном, непрерывном дыхании ложится песня, мелодия звучит, как пчелиный рой гудит, не переставая. Кроме музыкального слуха и чувства ритма, имеется уровень интуитивный (это выделение голосом нужного места в песне, эмоциональный окрас слову/фразе, паузы, распевы, подкаты), который придает песне тот колорит, который мы называем особенностью звучания каждой деревни.
Взять, к примеру, протяжные лирические песни. Здесь не нужно вслушиваться в текст, всё равно не поймёте с первого раза, только отдельные слова услышите, если повезёт! Песни длятся минут по 15-20, а текста в них не так много, да и без рифмы, ритма, бывает, и без особого смысла. Держится звучание на распевах, в основном. Владеть оборотами распевов – владеть песней. В групповом пении голоса разделяются на первые, вторые, третьи и т.д. Кто-то во время исполнения делает вывод (первый голос, самый высокий), кто-то ведет второй, который держит третью партию, нижнюю. Но все участники процесса могут подхватить любого другого и исполнить его партию в этой песне. Чтобы песня получилась ладная, нужно знать, а скорее, чувствовать, что и когда петь.
Это не что иное, как диалог душ, жизней, опыта исполнителей.
Тогда и говорят – они спелись, т. е. нашли общий язык в прямом и переносном смыслах.
Научиться ладно петь – значит научиться общению: слушать собеседника, выжидать паузы, вступать, поддерживать, перебивать, управлять разговором/мелодией ради общей цели – поговорили/попели – получили результат и на душе хорошо!
Есть и другая сторона у песни: она восстанавливает психическое, физическое, душевное равновесие.
Тело человека во время пения является проводником различных колебаний: во-первых, работают органы тела из нутрии, по тому, как воспроизводят голосовые вибрации; звуковые колебания сливаются со встречными колебаниями певцов, образуя единое звуковое поле, в котором и находятся сами исполнители; во-вторых, сочетание нужных гласных в распевах резонирует с определенными органами в человеке, оказывая интенсивное восстанавливающее воздействие.
Ну и, конечно, смысл песенных текстов также задает настроение исполнителю, его эмоциям, его отношению, психическому состоянию (переживания из-за воспоминаний прожитых лет и т.д.).
Всё процессы в купе оказывают колоссальное воздействие на участника процесса. Вот почему не усидишь на месте, когда другие пляшут и пою (даже не зная слов и мелодии, сразу втягиваешься!).
Таким образом поддерживались силы во время работы и восстанавливались в конце дня. О каком стрессе могла идти речь?
Сегодняшняя концертная форма исполнения народных песен (когда одни на сцене поют-танцуют, а другие в зале сидят и смотрят) является не совсем подходящей. Человек пытается вслушаться в песню, понять суть, но сделать это не может, потому как лично не задействован. Отсюда непонимание.
Непонимание ведет к блокировке сознания, а при таких обстоятельствах полноценное погружение в культуру невозможно.
Начало XXI века – время, решающее для традиционной культуры. Наша с вами задача сегодня – сохранить, что уцелело, и передать ценнейшее наследие нашим детям. Тогда мы можем надеяться на продолжение традиционной культуры в будущем.