Виды информационных технологий. Объект, предмет, структура и основные методы информационных технологий в юриспруденции. Соотношение с другими видами юридических дисциплин информационного цикла Технологии в юриспруденции

Введение

Информация в наше время стала стратегическим продуктом, а использование средств ее обработки, важнейшим из которых являются компьютерные технологии, сделалось жизненно важной потребностью при решении управленческих задач. Общество, которое не сумеет решить задачи интенсификации информационного обеспечения управления, рискует безнадежно отстать от развитых стран.

В области права интерес к информатике обусловлен необходимостью эффективно применять современные персональные компьютеры для подготовки юридических документов и работы со справочно-правовыми системами, предоставляющими юристам практически неограниченные возможности оперативного поиска и воспроизведения массивов информации, необходимых для решения тех или иных задач. Наряду с этим существует ряд специализированных направлений использования персональных компьютеров в криминалистике, криминологии и ряде других областей юридической деятельности.

Программное обеспечение автоматизированного рабочего места юриста включает в себя различные классы программных средств: базы данных, экспертные системы, автоматизированные информационные системы управления, справочно-поисковые системы, офисные пакеты, системы мультимедиа, редакторы машинной графики и визуализации, средства для работы с гипертекстовыми документами и другие.

Программное обеспечение для автоматизации юридической деятельности можно разделить на программы общего назначения, предназначенные для выполнения офисных ежедневных задач: подготовки текстов и презентаций, выполнения расчетов, текстовых переводов, пересылки сообщений и получения почтовых рассылок и т.п; и на узкоспециализированные программы: справочно-правовые системы, программы, предназначенные для статистической обработки данных, программы следственной и экспертной деятельности, базы данных криминалистической сферы, АИС электронного документооборота и проч.

Одними из программных средств общего назначения, которые с успехом могут использовать юристы в своей профессиональной деятельности, являются средства и системы мультимедиа (multimedia) и гипермедиа (hypermedia).

Мультимедиа - современные цифровые технологии, дающие возможность совмещать достижения аудиовизуальной техники (тексты, звуки, видеоизображения, графика и т. п.) и обеспечивающие интерактивное взаимодействие пользователя с компьютером.

Использование современных мультимедийных технологий не только способствует повышению наглядности подачи информации, но и позволяет хранить и обрабатывать звук, изображения, фотографии, видеоинформацию, необходимые для ведения юридического делопроизводства, передавать их на удаленные расстояния, обеспечивать доступ к мультимедийным базам данных для профессиональной работы.

Информационные технологии в юридической деятельности

Юридическая профессиональная деятельность в современных условиях жизни тесно связана с поиском, обработкой и использованием правовой информации. Правовая информация на печатных носителях, юридическая литература научного и практического значения, по-прежнему, остаются в использовании юристов в качестве исходного информационного материала для принятия правовых решений. Однако жизнь требует от них знаний в области информационных средств и технологий поиска и использования юридических текстов в электронном виде, а также практических умений и навыков (компетенций) их применения. Персональные компьютеры и рациональные способы изменения состояния информации (информационные технологии) позволяют юристу быстро найти и обработать юридические тексты, передать их по сети Интернет, получить ответ на свои запросы, осуществить выборку данных из некоторой совокупности информации и проч. Кроме того, они дают возможность решать быстро и правильно, а значит наиболее эффективно, возникающие правовые задачи.

Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Информационные технологии дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / Под общ. ред. проф. П. У. Кузнецова. - 2 изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012.

В Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" введено следующее понятие информационных технологий:

«информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» Ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В настоящее время в профессиональной юридической деятельности используются следующие информационные технологии:

1) Технология баз данных (БД) и систем управления БД;

2) Системы электронного документооборота;

3) Технологии хранилищ данных и интеллектуального анализа данных;

4) Технология баз знаний и экспертных систем;

5) Технологии телекоммуникационного доступа к удаленной от пользователя информации, носителю информации, информационному ресурсу, человеку;

6) Технология автоматизированных информационных систем и автоматизированных рабочих мест;

7) Технологии компьютеризированного офиса;

8) Технологии машинной графики и визуализации;

9) Технологии виртуальной реальности;

10) Средства и системы мультимедиа (multimedia) и гипермедиа (hypermedia);

11) Гипертекстовые технологии Казиев В. М. Основы правовой информатики и информатизации правовых систем: Учебное пособие / В.М. Казиев, К.В. Казиев, Б.В. Казиева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 288 с..

Средства мультимедиа могут входить как в пакеты офисных программ и приложений, так и выступать как самостоятельные программные и аппаратно-программные средства.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Письменное контрольное задание

Информационные технологии в юридической деятельности

Новосибирск 2014г.

1. Мероприятия государства, направленные на обеспечение доступа граждан и организаций к правовой информации

Обеспечение информационной безопасности РФ

3. Создайте проект современного автоматизированного рабочего места юриста. Дайте характеристику составляющим данного проекта - техническим и программным средствам

Проведите сравнительный анализ функциональных возможностей СПС "ГАРАНТ" и СПС "Консультант Плюс". Результат оформите в виде таблицы

Список использованных источников

Мероприятия государства, направленные на обеспечение доступа граждан и организаций к правовой информации

Права граждан на доступ к информации государства регулируются рядом действующих нормативных правовых актов, а также являются в той или иной форме предметом ряда обсуждающихся в обществе законопроектов.

Рассмотрим основные принципы технологического обеспечения и регулирования доступа граждан к информации государства:

"Концепция государственного учета". Согласно данной концепции, хранить и собирать информацию можно только в соответствии с нормативными актами. Неофициальное хранение и неофициальный сбор государству запрещен. В данной концепции определены требования и принципы для хранения, сбора и предоставления информации государства. А так же определены принципы получения информации непосредственно из систем государственного учета, который осуществляется на основании идентификации получающего информацию лица.

"Концепция информационного регулирования". Согласно данной концепции, информация может быть с ограниченным кругом доступа или правом получения которой обладают любые лица.

"Концепция обеспечения доступа граждан к информации государства". В данной концепции установлены требования к предоставлению информации неопределённому кругу лиц в тех случаях, когда законодательство определяет предоставляемую информацию как информацию, правом получения которой обладают любые лица.

Часть государственной информации систематизируют и собирают государственные органы, а часть порождается самими государственными органами и используется непосредственно в процессах административного управления.

Права доступа граждан к различным типам информации могут различаться. Доступ к учетной информации, которая содержит персональные данные определенных лиц, как правило, ограничен. В свою очередь, граждане имеют право на доступ к информации о самом государстве, о его деятельности (включая административную информацию). Исключение составляют специальные случаи отнесения данной информации к информации с ограниченным доступом.

Рассмотрим цели предоставления доступа:

Обеспечить юридическую силу информации. Информация государства должна быть пригодна для использования гражданами при защите своих прав и свобод. Одним из обязательных этапов придания юридической силы нормам любого регулирования является публикация.

Обеспечить потребности управления. Предоставление гражданам доступа к информации (в основном - к информации, связанной с правами и обязанностями граждан) является способом повлиять на поведение людей путём доведения управленческих решений, принятых органами власти и управления в сферах их ведения, до сведения тех, кому они предназначены. Как правило, индивидуальные или нормативные правовые акты приобретают юридическую силу лишь после того, как лица, к которым применяются вводимые ими нормы, ознакомятся с ней.

Обеспечить информированность граждан. Предоставление в распоряжение граждан информации, которая имеется в распоряжении государства, необходимо для принятия гражданами решений по вопросам, входящим в круг их интересов.

Обеспечить прозрачность государства. Предоставление гражданам возможности получить информацию о деятельности государства необходимо для функционирования всех демократических механизмов государственной власти, а также для механизмов гражданского контроля деятельности государства.

Следует отметить, что обеспечение доступа граждан к правовой информации влияет на соответствие административных решений требованиям граждан. Прозрачность государства можно обеспечить только с помощью прозрачности информации государства для его граждан.

Необходимость идентификации получающего доступ к информации государства лица регламентируется законодательством, ограничивает или предоставляет права граждан на получение информации.

Согласно "Концепции информационного регулирования" различают два вида доступа к информации.

Доступ к информации на основании предварительной идентификации лица, которое получает доступ. Здесь идет речь о доступе к любой информации с ограниченным кругом доступа. Например, к информации, которая содержит государственную тайну или персональные данные.

Идентификация необходима для получения определенным лицом информации, которая имеет непосредственное отношение к этому лицу. Иными словами, когда граждане или организации хотят получить доступ о них самих или когда административная информация может повлиять на их обязанности и права.

Кроме того, идентификация необходима для получения информации, которая необходима определенному лицу для исполнения его должностных обязанностей. Следует отметить, что использование данных одной государственной учётной системы для пополнения данных другой государственной учётной системы может использоваться только при наличии прямого законодательного дозволения такого использования. К примеру, данные о месте проживания не могут быть исправлены жилищными органами на основании данных медицинского страхования.

Необходимо идентифицироваться для получения информации, которая необходима аудитору и контролеру для проведения проверки деятельности органов государственной власти и управления.

Помимо всего вышеперечисленного, есть случаи доступа к информации, основанные на предварительной идентификации. В данном случае получить информацию может любое лицо, но только после идентификации.

К примеру, данная модель применима при организации доступа к адресам организаций и граждан (справочная служба). Информацию может получить любое лицо, но перед этим необходимо идентифицироваться. В свою очередь, тот, о ком наводились справки, может получить информацию о лицах, которым она предоставлялась.

Вторым видом доступа к информации является доступ, не требующий идентификации лица, его получающего. Для данного вида характерна информация, которую имеет право получить любой человек. В этом случае, предоставление информации является обязанностью государства.

Вне зависимости от вида доступа к информации, ее предоставление может быть осуществлено в следующих формах:

Устное предоставление информации

Предоставление информации в виде выписки, справки или другого печатного документа, который заверяется подписью ответственного лица

Предоставление информации в виде электронного документа, который обладает всеми необходимыми реквизитами

Предоставление информации в виде аудиовизуального электронного сообщения, которое содержит в записи всю необходимую информацию.

Доступ к информации государства может быть предоставлен следующими способами: путем опубликования в печатных изданиях, трансляции по радио или телевидению, размещения информации на стендах, плакатах и прочих общественно доступных местах, размещения в информационных системах, доступных через телефонную сеть, интернет или специальные точки доступа, а так же путем предоставления информации в виде печатного или электронного документа по запросу в месте расположения органов власти и управления.

Те способы, которые связаны с публикацией материала, доступны неопределенному кругу лиц. Некоторые из перечисленных способов требует определенной степени вовлеченности сотрудников органов власти и управления. В свою очередь, при размещении информации государства в информационных системах участие чиновника может сводиться к минимуму.

2. Обеспечение информационной безопасности РФ

Информационная безопасность РФ - это состояние защищенности национальных интересов страны в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных социальных интересов государства, общества и личности.

Общие методы обеспечения безопасности РФ принято разделять на организационно-технические, экономические и правовые.

Правовые методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: разработка нормативных правовых актов, которые регламентируют отношения в информационной сфере, а так же нормативных методических документов, связанных с вопросами обеспечения информационной безопасности страны.

Рассмотрим наиболее значимые направления данной деятельности:

Внесение дополнений и изменений в законодательство РФ, которое регулирует отношения в области обеспечения информационной безопасности, с целью совершенствования и создания системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в законодательстве, а так же с целью конкретизации правовых норм, которые устанавливают ответственность за правонарушения, связанные с обеспечением информационной безопасности страны.

Законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между органами государственной власти субъектов и федеральными органами государственной власти РФ.

Принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, которые устанавливают ответственность физических и юридических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное искажение, копирование, использование, распространение недостоверной информации, а так же использованием в своих корыстных целях информации, которая содержит коммерческую тайну или является служебной.

Уточнение статуса средств массовой информации, иностранных информационных агентств и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи.

Определение статуса и правовое регулирование организаций, которые предоставляют услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории страны.

Создание правовой базы с целью формирования в России региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Организационно-технические методы обеспечения информационной безопасности РФ: совершенствование и создание системы обеспечения безопасности; усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти; разработка, совершенствование и использование средств защиты информации, а так же методов контроля эффективности данных средств; создание систем предотвращения несанкционированного доступа к информации; выявление технических устройств и программ, которые представляют опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации, применение средств защиты при обработке, хранении и передаче информации; сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны; подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности и контроль за работой персонала в защищенных информационных системах.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ: разработка программ обеспечения информационной безопасности страны и определение порядка финансирования данных программ; совершенствование системы финансирования работ, которые связаны с реализацией организационно-технических и правовых методов защиты информации, а так же создание системы страхования информационных рисков юридических и физических лиц.

Основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов страны в информационной сфере определяет государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ.

Рассмотрим основные принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:

Соблюдение законодательства, Конституции РФ, общепризнанных норм и принципов международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ.

Открытость органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов, общественных объединений при информировании общества об их деятельности (с учетом тех ограничений, которые установлены законодательно).

Правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их социального, политического или экономического статуса.

Производство программных и технических средств, которые могут обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, развитие отечественных технологий в данной области.

Таким образом, государство проводит анализ возможных угроз информационной безопасности, принимает меры по ее обеспечению, а так же организует работу всех органов государственной власти с целью нейтрализации данных угроз. Помимо этого, государство способствует предоставлению юридическим и физическим лицам доступа к информационным ресурсам и сетям, проводит необходимую политику в области защиты, экспорта, импорта информации, а так же организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности РФ.

При правовом обеспечении информационной безопасности РФ, следует соблюдать принципы законности, баланса интересов граждан, государства и общества. Таким образом, важнейшей задачей государства в области информационной безопасности является реализация конституционных прав и свобод человека, которые касаются различной деятельности в информационной сфере.

Рассмотрим основные элементы организационной основы обеспечения информационной безопасности российской Федерации. К ним относятся: Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Совет Безопасности, федеральные органы исполнительной власти, государственные и межведомственные комиссии, которые создаются Президентом и Правительством, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы судебной власти, местного самоуправления, общественные объединения и граждане, которые согласно законодательству участвуют в решении задач обеспечения информационной безопасности страны.

Президент Российской Федерации руководит органами по обеспечению информационной безопасности страны и санкционирует их действия, определяет приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности и меры по их реализации. Кроме этого, Президент формирует, упраздняет и реорганизует органы по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности формируют Палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Деятельность исполнительных органов власти координирует Правительство, которое так же предусматривает выделение средств, которые необходимы для реализации программ в области обеспечения информационной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают нормативные акты в области обеспечения информационной безопасности и обеспечивают исполнение законодательства и решений Правительства и Президента в данной области.

Государственные и межведомственные комиссии решают поставленные перед ними задачи обеспечения информационной безопасности. В свою очередь, органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства РФ в данной области.

Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют непосредственно с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства, решений Президента и Правительства в области обеспечения информационной безопасности страны. Кроме того, они вносят свои предложения, связанные с совершенствованием системы обеспечения информационной безопасности РФ. Правосудие по делам о преступлениях, которые связаны с информационной сферой, осуществляют органы судебной власти.

3. Создайте проект современного автоматизированного рабочего места юриста. Дайте характеристику составляющим данного проекта - техническим и программным средствам

Известно, что к основным функциям юриста относится подготовка шаблонов основных документов предприятия и юридическое сопровождение сделок. Следовательно, автоматизированное рабочее место должно включать в себя такие компоненты как:

методическое обеспечение - распорядительная и организационная документация, инструкции, обучающие и методические средства, методики определения эффективности, проектирования и создания приложений и др.

эргономическое обеспечение - предметы, средства, пространственно-структурная организация рабочего места, условия труда.

лингвистическое обеспечение - языки программирования, включая языки СУБД, визуальные средства реализации приложений, специальные языковые средства, языки разметки, а также средства поддержания дружественного диалога юриста с модулями АРМ и др.

программное обеспечение, которое поддерживает устойчивое функционирование работу приложений и аппаратно-программных средств.

Организационное обеспечение - организационная структура хозяйствующего субъекта и его подразделений, порядок взаимодействия с внешними организациями, соответствующие схемы управления.

Информационное обеспечение - информационное пространство конкретной предметной области в совокупности с инструментальными средствами поддержки его продуктивного функционирования.

Техническое обеспечение АРМ юриста есть совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных технических средств, которые предназначены для автоматизированной обработки информации, результаты которой используют в процессе принятия управленческих решений. Итак, АРМ включает в себя следующие виды аппаратуры:

средства непосредственной программной обработки данных (серверы, компьютеры)

периферийные устройства, которые обеспечивают ввод-вывод, документирование информации на различных носителях

устройства оперативной связи (передача информации к месту ее обработки и далее потребителям)

внешние запоминающие устройства (электронные библиотеки, хранилища данных)

технические средства телекоммуникационного доступа и связи, которые обеспечивают функционирование и организацию сетевой информационной системы, поддерживающей работоспособность АРМ юриста;

устройства, которые обеспечивают коммуникационное взаимодействие с технологическим оборудованием

периферийные устройства подготовки текста программ и данных на различных носителях без использования компьютера.

Основными компонентами информационного обеспечения являются:

распределенные и/или локальные базы данных и базы знаний как структурированные сущности централизованного накопления и корпоративного использования;

технологии, которые обеспечивают не избыточное хранение данных, средства и методы прямого доступа пользователей и/или приложений к информации, а также технологии, обеспечивающие независимость приложений от способа хранения данных.

Программное обеспечение, которое поддерживает функционирование РАМ, имеет иерархическую структуру. Операционная система может быть любой (Windows 95, NT, 2000-2003, ХР, и др.). Любыми могут быть и программные оболочки. Однако, они должны быть совместимы с соответствующей операционной системой.

Что касается инструментальных средств, то здесь могут применяться различные экспертные системы, системы управления базами данных, системы программирования и пр. Инструментальные средства, которые поддерживают АРМ, представлены на рисунке 1.

Рис. 1 - Компоненты инструментальных средств

На рисунке 1 видно, что программное обеспечение АРМ строиться по модульному принципу, каждый модуль соотносится с однородными функциями, выполняемыми по мере необходимости.

Интеллектуальные возможности АРМ, полноту реализаций функций управления, профессиональную направленность и эффективное использование возможностей аппаратуры определяет, как правило, программное обеспечение. Программные продукты АРМ должны предусматривать сохранность информации, гарантировать надежность функционирования, исключать несанкционированный доступ к данным, обеспечивать неукоснительную защиту информационных ресурсов и каналов.

Следовательно, в состав АРМ юриста необходимо включить личную информационную систему (органайзер), текстовый процессор, СУБД, программу электронной почты, Веб-браузер, специализированную справочно-правовую систему (к примеру, Гарант, Консультант Плюс и т.д.)

Лингвистическое обеспечение - это совокупность языковых средств, которые применяются для написания модулей, поддерживающих автоматизированный процесс управления и принятия решений. Помимо этого, должны быть языковые средства, которые предназначены для общения специалиста с компьютером. При этом, данный класс должен быть ориентирован на профессионального исполнителя. Основой общения специалиста с компьютером должен служить определенный набор терминов из лексических единиц конкретной предметной (юридической) области, а также описание способов, с помощью которых могут вводиться новые термины, заменяя или дополняя существующие. Так же должен быть упрощенный синтаксис для задания языковых конструкций разной степени сложности, включая разнообразные запросы.

Эргономическое обеспечение АРМ связано с созданием оптимальных условий труда юриста на рабочем места. Следовательно, основное внимание необходимо уделить созданию комфортных условий работы, учитывая, при этом все эргономические параметры. К таким параметрам принято относить: удобную для работы пространственную структуру рабочего места, оптимальный набор предметов и средств труда, нормальные условия труда (освещенность, уровень шума и пр.), соблюдение техники безопасности.

Методическое обеспечение АРМ включает в себя все необходимые документы, методики обучения, инструкции, обучающие средства, средства проектирования и пр.

Организационное обеспечение АРМ включает штатные расписания, инструкции, положения, схемы функционирования хозяйствующего субъекта и пр.

На сегодняшний день в основу функционирования АРМ положены понятия работы как основной единицы обработки информации и потока работ. Одним из главных достоинств АРМ является возможность максимального встраивания элементов новой информационной технологии в процесс управления (сложившийся, новый или трансформированный) без нарушения естественного хода выработки и принятия конструктивных управленческих решений. Программно-технические средства АРМ предоставляют пользователю-юристу возможность в режиме диалога с компьютером учитывать трудно формализуемые факторы путем отслеживания процесса обработки данных, при необходимости вмешиваясь в его ход и внося необходимые корректировки. При этом можно производить многократные расчеты, моделируя возможные варианты и реализуя различные ситуации, что повышает обоснованность и оперативность принимаемых решений.

4. Проведите сравнительный анализ функциональных возможностей СПС "ГАРАНТ" и СПС "Консультант Плюс". Результат оформите в виде таблицы

№КритерииСПС "ГАРАНТ"СПС "Консультант Плюс"1Поддержка операционных системWindows XP, Windows Vista, Windows 7Windows NT, Windows 95, Windows 98, Windows 2000, Windows XP, Windows Vista, Windows 72Сетевые версииФайл-сервер, клиент-серверФайл-сервер3Виды поискаПоиск по реквизитам, тематический поиск, контекстный поиск, поиск по ключевым словамПоиск по реквизитам, тематический поиск, контекстный поиск, поиск по ключевым словам4Количество реквизитов, по которым можно отыскать документ15 реквизитов12 для поиска по разделам "Законодательство", из них 7 общих для всех разделов5Поиск в нескольких базах данных одновременноДа, поиск можно осуществлять по любому количеству баз одновременно. Список документов будет единымТолько если пользователь находится в разделе "Законодательство" и в область поиска включена, хотя бы одна законодательная база. Результат поиска - отдельные списки документов для каждой базы.6СортировкаСортировка по дате принятия, сортировка по дате изменения, сортировка по юридической силеКомплексная сортировка, сортировка по дате принятия, сортировка по дате изменения7Наложение фильтра (дополнительных условий)Возможно (15 атрибутов (аналогично карточке поиска по реквизитам))Возможно, но только по одному атрибуту за раз и действует только для активного списка документов (либо для группы ИР, но при этом доступны только атрибуты "Название документа" и "Текст документа")8Сравнение двух списковВозможноНевозможно9Помещение в папкуВозможно (папки многоуровневые)Возможно (папки многоуровневые)10Перенос в WordДаДа11Сохранение в файлДа, форматы Windows текст, Dos текст, *.RTF, htmlДа, форматы *.txt (текст, текст MS DOS, текст в кодировке Unicode), *.RTF12ПечатьДа Да 13Многоэкранный режим работыНе предусмотренПредусмотрен14Вставка комментариев пользователяДаДа15Расширенная интеграция с MS OfficeСпециальная панель "Гаранта" в текстовых редакторах Word, Open Office и в почте Outlook позволяет, не отрываясь от решения текущих задач, искать необходимые документы, открывать систему или отдельные ее разделы, а также ставить ссылки в своих письмах и текстах на материалы из "Гаранта".Интеграция с MS Office реализована с ограниченными возможностями.

Список использованных источников

правовой информация безопасность российский

1.Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности: учеб. пособие / П.У. Кузнецов, А.А. Стрельцов, А.В. Морозов и др. - Юрайт-Издат, 2012. - 422 с.

2.Чубукова С.Г. Основы правовой информатики: (юрид. и мат. вопр. информатики): учеб. пособие для студентов юрид. и иных вузов / С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин; под ред. М. М. Рассолова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Контракт: Инфра-М, 2009. - 276 с.

Тихомиров С.Г. Информационно-справочные правовые системы. Правовая информатика: учеб.-практ. пособие / С.Г. Тихомиров, О.Н. Нишонов и др. - СПб.: Издательство "Кодекс", 2004. - 144 с.

ГАРАНТ. Информационно-правовой портал. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/.

КонсультантПлюс. Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПЕРЕВОДЧИКИ

Изначально программы компьютерного перевода предназначались для работы на персональном компьютере дома и на работе или для работы в локальных вычислительных сетях. Затем появились онлайн - переводчики. Сегодня программ онлайн -переводчиков достаточно много. Кроме того, значительно повысилось качество их переводов.

ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ

Специалисты юриспруденции очень часто сталкиваются с проблемой преобразования документов и изображений из бумажной формы в электронную. Однако процедура ввода информации вручную отнимает много времени и чревата ошибками. Кроме того, вручную можно вводить только тексты, но не изображения. Выходом из положения является сканер – прибор, позволяющий с помощью специальной программы вводить в компьютер как изображения, так и текстовые документы. Сканеры считывают с бумаги, плёнки или иных твёрдых носителей «аналоговые » тексты или изображения и преобразуют их в цифровой формат. Сегодня они используются практически везде: и в крупных орга- низациях, и дома.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ: ЛОКАЛЬНЫЕ, ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ При физическом соединении двух или более компьютеров образуется компьютерная сеть. Компьютерная сеть – это система обмена информацией между компьютерами.

Основное назначение или цель сети – обеспечение пользователям доступа к общим ресурсам компьютерной сети. Ресурс – это логическая или физическая часть вычислительной системы, которая может быть выделена пользователю и/или процессу. Ресурсы бывают трёх типов: аппаратные, программные и информационные.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БАЗЫ И БАНКИ ДАННЫХ

Традиционные системы накопления информации, такие как картотеки, требуют больших временных затрат на внесение и дальнейший поиск информации, особенно если хранимая информация не однотипна. При этом во избежание ошибок, одни и те же данные приходится дублировать.

В автоматизированном банке данных значительно сокращается время поиска необходимой информации. Информация является основным компонентом профессиональной деятельности специалиста в области юриспруденции.

РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ В КРИМИНАЛИСТИКЕ Одно из перспективных направлений компьютеризации процесса расследования - разработка систем, задача которых заключается в автоматизации процессов поиска и установления личности преступника и определения вероятных мест совершения серийных преступлений. К этой же группе задач условно можно отнести и проблему быстрой идентификации угнанных автомобилей. Идентификация личности. Наиболее сложными автоматизированными системами считаются системы, обеспечивающие учёт и распознавание биометрических параметров.


Идентификация угнанных автомобилей. Для поиска и идентификации угнанных автомобилей правоохранительные органы России с 2001 г. используют специализированный программно -аппаратный комплекс (АПК) дистанционного распознавания автомобильных номерных знаков «Поток » компании «РОССИ -СП ». Комплекс состоит из видеокамеры, просматривающей короткий участок трассы, и связанного с ней компьютера. Информация, поступающая с видеокамеры, фиксируется компьютером, быстро сверяется по базам данных угнанных автомобилей или похищенных номеров, и при выявлении идентичного номера компьютер сразу подаёт сигнал тревоги. Обработка номера программой, в которую входит распознавание номера, его запись и проверка по базам данных выполняется очень быстро, пока автотранспорт ещё только проезжает зону контроля видеокамеры.

Нет его!!!Вопрос 32. Принципы и проблемы правового регулирования отношений в информационной сфере.

Правовое обеспечение государственной политики в сфере ИТ должно осуществляться по следующим направлениям:

· принятие новых законодательных и иных нормативных правовых актов, заполняющих пробелы в регулировании;

· внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты в целях их адаптации к требованиям современного развития сферы ИТ;

· участие в выработке международно-правовых документов (включая межгосударственные соглашения) в сфере информационных технологий.

Принципы правового регулирования в сфере ИТ определяются положениями Конституции Российской Федерации (ст. 29) о праве каждого на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; особенностями правовых отношений, связанных с информацией как отдельным объектом гражданских прав (ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственной политикой, направленной на приоритетное развитие информационных технологий в процессах модернизации экономики и повышения эффективности государственного управления; необходимостью обеспечения информационной безопасности, защиты интеллектуальной собственности и предотвращения правонарушений, совершаемых как в сфере ИТ, так и с их использованием в других сферах.

К принципам правового регулирования, специфическим для сферы ИТ, относятся презумпция открытости информации; обеспечение достоверности, сохранности и эффективного использования информации, являющейся объектом правовых отношений; технологическая нейтральность. Последний из перечисленных принципов подразумевает отказ от законодательного закрепления использования отдельных технологических решений и от создания каких-либо нормативных запретов для развития и (или) применения новых технологий.

Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере ИТ предусматривает следующую этапность в реализации:

· внесение изменений в базовые законодательные акты, относящиеся к информационным правоотношениям, отмена нормативных правовых актов (их отдельных положений), явившихся неэффективными или противоречащих основополагающим принципам правового регулирования;

· принятие новых нормативных правовых актов, относящихся к законодательству в сфере ИТ;

· принятие подзаконных нормативных правовых актов, реализующих меры, предусмотренные федеральными законами;

· решение вопросов о целесообразности и форме корректировки законодательных актов общего характера, включая Гражданский кодекс Российской Федерации.

Разработка и принятие новых нормативных правовых актов, корректировка действующей нормативной базы должны сопровождаться проведением научно-исследовательских работ, направленных на уточнение основных правовых проблем в сфере ИТ и оптимальных путей их решения, систематическом мониторинге практики применения действующих нормативных правовых актов.

Современные информационные технологии составляют сложную композицию взаимосвязанных элементов, предназначенных для решения многочисленных задач с помощью комплекса средств. Остановимся лишь на некоторых из них, обратив особое внимание на наиболее распространенные ИТ, работающие в правовой сфере:

  • информационную технологию автоматизации офиса;
  • информационную технологию обработки данных;
  • информационную технологию управления;
  • информационную технологию поддержки принятия решений;
  • информационную технологию экспертных систем;
  • геоинформационную технологию;
  • информационную технологию анализа текста.

Информационная технология автоматизация офиса

Это наиболее распространенная информационная технология. Ее структура довольно демократична: целесообразно использование не всех возможностей, а некоторого набора средств, наиболее оптимального для конкретной организационной структуры.

Основные цели технологии заключается в оптимизации подготовки документов и развитии средств коммуникации сотрудников. Практика показала, что использование средств автоматизации офиса способствует повышению качества принимаемых решений на уровне среднего звена.

К средствам автоматизации офиса сейчас относится широкая гамма программных средств широкого применения, ряд специализированных средств организационно-управленческой работы, а также средства оргтехники.

Составляющие технологии автоматизации офиса

Текстовый редактор предназначен для создания, обработки и подготовке к печати текстовых документов. Текстовый редактор имеет возможность ввода текста с клавиатуры и загрузки сохраненного документа, исправление текста, выбор видов и начертания шрифтов, перемещения фрагментов по тексту, имеет широкий потенциал по форматированию абзацев, страниц и теста в целом, позволяет вставлять в документ рисунки и другие объекты, устанавливать сноски и колонтитулы, распечатывать подготовленный текст на принтере, обладает рядом других функций. Современный текстовый редактор, наиболее распространенным из которых в настоящее время является Microsoft Word, - это мощный инструмент работы с документами.

Электронные таблицы представляют собой универсальную систему обработки данных, обладающими широкими возможностями. Они позволяют проводить сложные технические или экономические расчеты, оформлять полученный результат и распечатывать полученный документ. Электронные таблицы позволяют создавать табличные документы с большим количеством строк и столбцов, достаточных для большинства задач, вводя данные с клавиатуры, редактируя содержание каждой ячейки таблицы, проводить расчеты путем записи формул и широкого набора встроенных функций, вставку в документы различных объектов, изображений, рисунков, построение графиков по содержащимся в таблице числовым данным, осуществлять макропрограммирование с применением последовательности команд и операций. В электронную таблицу встроены средства управления данными, что позволяет ее использование как простой СУБД (системы управления базой данных).

Системы обработки изображений, увеличение объемов памяти компьютеров и скорости обработки ими данных сделали перспективным компьютерные технологии обработки изображений.

Документы переводятся в цифровую форму с помощью сканера или цифрового фотоаппарата и могут храниться на жестком диске компьютера или на оптических дисках. При размере файла документа в 100 Кб на 560 Мб оптическом диске может разместиться около 5,6 тыс. документов. Изображения могут корректироваться в графических редакторах. С помощью графических редакторов осуществляется ввод изображения с внешнего устройства, его коррекция разнообразными алгоритмами обработки, редактирование, внесение надписей, соединение нескольких изображений в одно, их печать и т.д.

Электронная почта (e-mail) становится сегодня одним из основных средств коммуникации между людьми. Она может работать как в компьютерной сети организации, так и в Интернете. С помощью электронной почты можно передать любое сообщение: текст, рисунки, программы, архивные файлы и т.п. Программы, управляющие рассылкой электронной почты, позволяют передать сообщение одному или нескольким адресатам, сделать сообщение доступным для группы пользователей. Существует режим уведомления о прочтении сообщения получателем.

Системы управления базами данных находят все большее распространение в офисных технологиях. В них могут храниться разнообразные сведения. Это и справочная информация, и данные о работе организации, и многое другое. Справочные правовые системы (СПС «Гарант», «Консультант +» или иную) имеет сейчас практически каждая организация.

Информационные менеджеры объединяют в себе целый ряд функций, характерных для офисных технологий. Они реализуют функции электронной почты, персонального календаря, с помощью которого осуществляется персональное и групповое планирование, содержат персональную информацию - книгу контактов и список заданий. Информационным менеджером является программа Microsoft Outlook.

Средства оргтехники - это традиционные средства коммуникации, такие как телефон, факсимильная связь, позволяющая передавать изображения по телефонной линии, ксероксы, быстро копирующие документы и т.д.

Офисная технология предусматривает обмен данными между всеми программными средствами, входящими в ее состав. Так, документ из электронной таблицы или текстового редактора может быть отправлен по электронной почте, а информация из базы данных переводится в текстовый редактор и используется для подготовки текстовых документов.

Информационная технология обработки данных

Основой технологии является база данных: специально организованная совокупность данных, состоящих из однотипных элементов, называемых записями. Простая база данных может представлять собой таблицу, как, например, табл. 1.1.

Обычно база данных состоит из совокупности связанных по определенным полям таблиц (реляционные базы данных). Например, таблица может быть связана по полю «Подразделение» с другой таблицей, где содержаться данные на все подразделения ОВД.

Таблица 1.1. Пример организации простой базы данных

База данных содержит структурированные данные. Основная функция технологии - ввод данных, их обработка, получение сведений по текущим запросам, формирование разнообразных отчетов. Использование технологии позволяет существенно увеличить эффективность управленческой работы на уровне выполнения отдельных операций - формировать ведомостей на сдачу экзамена, вести достаточно большие объемы учета сотрудников, товаров и их перемещений в процессе производства и т.д.

Основным элементом информационной технологии обработки данных является система управления базой данных (СУБД). СУБД - специальный пакет программ, посредством которого реализуется управление базой данных и обеспечивается доступ к данным 1 . Это сложные программные комплексы, выполняющие всю совокупность функций, связанных с использованием и эксплуатацией баз данных. С помощью СУБД реализуются ввод данных (новых файлов и записей), управление ими (сортировка, формирование и выполнение поисковых запросов, производство вычислений), формирование отчетов. Важнейшим элементом СУБД являются ее языковые средства. Через языковые средства данные становятся доступными пользователю. С их помощью выполняются две основных функции - описание представления базы данных и инициирования выполнения операций манипулирования данными .

Информационная технология управления

Данная технология предназначена для обеспечения информацией на всех уровнях управления. Как правило, технология управления ориентирована на широкий круг пользователей и содержит в себе множество запросов к данным. От технологии обработки данных она отличается детализацией и специализацией функций. Основу технологии составляет база данных, включающая два уровня:

  • данные о функционировании организации;
  • нормативно-справочную документацию.

Отличительной особенностью технологии управления является возможность подготовки большого количества видов отчетов, характерных для управленческой деятельности. При этом информация представляется в агрегированном виде, для того чтобы были видны тенденции изменения показателей функционирования организации, отклонения от заданных значений и т.д.

Информационная технология поддержки принятия решений

Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для того, чтобы помочь лицу в выборе оптимальной стратегии поведения в определенной ситуации или группе ситуаций. Существует большое количество компьютерных систем, использующих данную технологию, разных по своим возможностям и принципам построения, включая системы искусственного интеллекта.

Существенное отличием технологий поддержки принятий решений является использование наряду с базой данных базы моделей. Характерной особенностью технологии является то, что применение математических и логических правил оперирования данными (правил вывода), дает возможность получать новую информацию, иными словами, определенные рекомендации действий. Модели могут быть разнообразны по структуре и функциям. Простейшие модели реализуют лишь элементарные математические операции. Большие и сложные модели могут содержать большое количество ситуаций и правил. Становится возможным моделирование сложных процессов.

Аналитические информационные технологии

В базах данных накоплены огромные массивы информации. Они несут большие потенциальные возможности для анализа, на основе которого можно выявлять внутренние тенденции, делать прогнозы, находить новые решения. Это обстоятельство потребовало реализовать аналитические информационные технологии хранения и использования данных. Рассматриваемые технологии характеризуются рядом особенностей.

Большие массивы данных потребовали новых технологий их хранения, которые получили наименование хранилищ данных. В хранилище данные сформированы в виде гиперкуба или многомерного куба, в ячейках которого и хранятся анализируемые данные. Поскольку структура таких данных достаточно сложна, для их представления используются так называемые витрины данных - часть данных, необходимая для решения поставленной задачи.

Для представления данных пользователю система необходимо иметь развитые инструменты доступа и обработки данных хранилища. Эти функции реализует инструмент оперативной аналитической обработки (OLAP). Инструмент OLAP обеспечивает обобщение и агрегацию данных, работу с агрегированными данными, многомерный анализ гиперкубического представления данных.

Аналитическая технология реализует интеллектуальный анализ данных (НАД, data mining). Его задачей является поиск функциональных и логических закономерностей в накопленной информации, построение на этой основе моделей и правил, их объясняющих, прогнозирование развития анализируемых процессов.

Интеллектуальный анализ данных - метод, основанный на анализе зависимостей между данными, поиске в данных скрытых закономерностей. Автоматизированный поиск закономерностей выступает отличительной чертой технологии НАД.

Технологии НАД реализуются по двум направлениям. В первом случае пользователь сам выдвигает гипотезы о зависимостях между данными, во втором - зависимости между данными ищутся автоматически. Это считается наиболее перспективным в настоящее время.

Процессы НАД подразделяются на три стадии: поиск зависимостей, прогнозирование и анализ аномалий. Поиск зависимостей состоит в автоматическом обнаружении зависимостей в данных. Прогнозирование заключается в том, что система прогнозирует значения, которые может запросить пользователь. Анализ аномалий состоит в обнаружении данных, отличающихся от устойчивых зависимостей.

Аналитические информационные технологии используют большое количество методов: логических и математических, статистических. Применяется и новейший метод нейронных сетей. На практике оперативная аналитическая обработка и интеллектуальный анализ данных выступают как две составные части единого процесса поддержки принятия решений.

Информационные технологии искусственного интеллекта

Под искусственным интеллектом понимается способность системы решать интеллектуальные задачи, свойственные человеческому разуму 1 . Это означает, что эта информационная технология должна раскрывать взаимосвязи между явлениями, быть способной вырабатывать структуру действия в новой ситуации, уметь обучаться и са- мообучаться. Основными технологиями искусственного интеллекта являются технологии экспертных систем (ЭС) и нейронных сетей.

Отличительной особенностью экспертной системы является то, что полученное с помощью нее решение основывается на эвристических правилах, формируемых на основе практических знаний экспертов. Это решение не может быть получено иначе, поскольку задача не поддается математическому описанию.

Другая особенность заключается в способности получать с помощью ЭС новое знание, построенное на логическом выводе. Логический вывод основан на знаниях, предварительно сформулированных экспертами - людьми, профессионалами в узкой области. Знания экспертов накапливаются в базе знаний, которая и является основой логического вывода.

Таким образом, технология экспертных систем включает в себя базу знаний с механизмами логического и эвристического манипулирования этими знаниями с целью формирования гипотез. В основе технологии находится модель предметной области. Под моделью предметной области понимаются знания в определенной сфере деятельности, организованные с помощью особых средств их представления.

Экспертная система - программно-аппаратный комплекс, который использует знания специалистов о некоторой конкретной предметной области и в пределах этой области способствует принятию решений на уровне эксперта-профессионала .

Следует отметить, что применение экспертных систем в правоохранительной деятельности, особенно в расследовании преступлений, оказалось весьма перспективным. Практическую реализацию нашли и интеллектуальные консультационные системы. Совет, даваемый экспертной системой, не является обязательным и выступает как одна из возможных альтернатив реальной деятельности по расследованию преступлений, т.е. ЭС обеспечивает, дополняет и увеличивает возможности в сфере выбора и принятия решения в условиях неопределенности ситуации.

В криминалистике следует отметить работы В.В. Крылова , разработавшего систему тактического характера по выбору технических средств, и А. К. Баранова, разработавшего ЭС систему для раскрытия преступных организованных формирований 1 . Представляют интерес ряд экспертных систем по методикам расследования, разработанных А.Ф. Лубиным и Н.Б. Бобрыниным . В целом же ученые признают, что научное направление информационных технологий искусственного интеллекта находится в стадии формирования.

Геоинформационные технологии

Геоинформационные системы (ГИС) получили широкое распространение около 10 лет назад, хотя первые системы появились значительно раньше, к 1970-м годам. Причина этого очевидна и заключается в возможностях современной компьютерной техники, позволяющей обрабатывать огромные массивы графической информации, требуемые для ГИС.

Геоинформационные системы могут найти применение в правоохранительных органах для решения следующих задач:

  • планирования спасательных операций и охранных мероприятий;
  • моделирования чрезвычайных ситуаций;
  • навигации служб быстрого реагирования и других служб силовых ведомств.

Основными компонентами геоинформационной технологии являются графические и тематические (атрибутивные) базы данных, обладающие модельными и расчетными функциями для принятия на этой основе разнообразных решений и осуществления контроля. В графических базах данных хранится метрическая основа компьютерной карты. Атрибутивные базы данных содержат в себе описания территории и дополнительную информацию. Для работы с этими данными имеется одна или две системы управления данными (СУБД). Функции СУБД - поиск, сортировка, добавление и исправление информации в базах данных. Система вывода данных предназначена в для визуализации данных на экране в виде карт, таблиц, схем и т.п.

Система ввода отвечает за получение данных, источниками которых могут являться разнообразные электронные устройства (дигитайзер, сканер, электронные теодолиты и другие геодезические приборы). Информация может быть введена с клавиатуры вручную или получена из другой компьютерной системы .

Технологии поиска информации

В последнее 15 лет наметилась тенденция сбора и обработки неструктурированной информации. Доля структурированных данных (баз данных) в современных архивах составляет не более 20%, остальные же 80% приходятся на долю различных документов, текстов и другой информации, хранящихся в произвольном, чаще текстовом виде. Это обстоятельство существенно обострило проблему поиска и анализа данных.

Выделяют три группы методов поиска информации: методы индексного поиска, статистические методы и методы, основанные на базах знаний .

Индексный поиск применяется чаще всего. Он используется при поиске по текстовым полям баз данных и основан на формальном совпадении символов. Такой режим реализован в справочных правовых системах при поиске по тексту документа.

Системы индексного поиска имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, они имеют низкую точность поиска. Это связано с тем, что один и тот же смысл может быть выражен различными словами: то слово, поиск которого задал пользователь, может отсутствовать в тексте. Во-вторых, система не может оценить, насколько точно смысл найденного документа соответствует поисковому запросу. Поэтому нужный документ может оказаться в конце списка найденных системой.

Статистические методы отличаются тем, что они исходят из предположения: чем чаще встречается слово в документе, тем в большей степени этот документ соответствует запросу. Документы с часто встречающимся искомым словом выводятся первыми, тем самым происходит ранжирование списка найденных документов, что существенно повышает эффективность работы. Однако остается проблема пропуска нужного документа, если его содержание выражается иными словами, чем введенными в запросе.

Системы, основанные на базе знаний. Такое название получили методы поиска, которые каким-либо образом учитывают смысловое значение искомого слова. Для этого чаще всего ищут не только заданное слово, но и те слова, которые близки ему по смыслу. Это реализуется путем использования словаря синонимов.

Более сложные системы основаны на так называемых лингвистических правилах. В таких системах осуществляется грамматический разбор и анализ исходных документов, что позволяет выявить слова, определяющие основную тему документа. По этим словам и осуществляется поиск, что в итоге позволяет найти документ, близкий к теме запроса.

Наиболее перспективным технологическим методом считается использование семантических сетей. Семантическая сеть отражает значение (смысл) не конкретного слова, а целой фразы. Для этого предметная область отображается в виде совокупности связанных между собой понятий. Понятия задаются не одним словом, а совокупностью слов, близких по значению. Такая базовая семантическая сеть поддерживается многоуровневыми структурами словарей по отдельным отраслям знаний.

При построении семантической сети используются сложные алгоритмы синтаксического, грамматического и морфологического разбора. Учитываются и устойчивые словосочетания, например «подложный документ», которые воспринимаются как единое понятие. Реализуется распознавание разных значений слов.

Подход, основанный на построении семантических сетей, обладает достаточной гибкостью, доступен для расширения и не слишком громоздок при эксплуатации. Наиболее мощная и распространенная система данного типа - Convera компании Excalibur Technologies 1 .

  • Четвериков В.Н. Базы и банки данных / В.Н. Четвериков, Г.И. Ревунков,Э.Н. Самохвалов / Под ред. В.Н. Четверикова. М.: Высшая школа, 1987. С. 19.
  • Когаловский М.Р. Технология баз данных на персональных ЭВМ. М.: Финансыи статистика, 1992. С. 54-55.
  • Минаев В.А., Умеренков В.В. Космические навигационные системы в деятельности оперативных служб: Учеб, пособие. Орел, 1999. С. 41-43.
  • Применение современных информационных технологий в деятельности органов и подразделений внутренних дел МВД России в целях повышения ее эффективности и безопасности. Лекция. М., 2004. С. 32.
  • Интеллектуальные поисковые системы Excalibur // Сети. 1997. № 6.

Технологический прогресс и правовая наука

Современный этап истории развития человечества нередко называют «информационным веком». Такое название получено неспроста: активное развитие средств массовой коммуникации, процессы глобализации, совершенствование техники и технологий привели к созданию технологий, позволяющих практически мгновенно передавать информацию в любую точку земного шара.

Юридическая наука и правоприменение, будучи важнейшими сферами знания и человеческой деятельности, не могли остаться в стороне от прогрессивных процессов. Существующие технологии позволяют оптимизировать правотворческую и правоприменительную деятельность , экономить материальные и временные ресурсы на получение новых знаний и сведений.

Замечание 1

Таким образом, в работе современного юриста информационные технологии играют огромную роль, поскольку благодаря им существует возможность максимально оперативно получать актуальные сведения о нормативно-правовых актах и их содержании, использовать текущие статистические данные, требуемые для решения конкретной задачи.

Говоря более детально, можно выделить конкретные группы инструментов, использование которых в современной юриспруденции стало возможным исключительно благодаря развитию информационных технологий.

Применение информационных технологий в юриспруденции

    Во-первых – справочные правовые системы, работа с которыми предоставляет возможность получения доступа к актуальным редакциям нормативно-правовых актов в любое время и в любом месте. Без преувеличения, создание и массовое внедрение справочных систем можно включить в число ключевых результатов развития информационных технологий в юридической сфере, поскольку ранее систематизация источников правового регулирования многообразия существующих в обществе правовых явлений и процессов требовала колоссальных затрат ресурсов и времени, причем поиск необходимой информации, даже внутри систематизированного массива данных, зачастую, занимал немалое время.

    Во-вторых – автоматизированные информационные системы. В отличие от справочных, доступ к которым неограничен, автоматизированные информационные системы обладают большей спецификой своего содержания, поскольку используются, например, для систематизации деятельности о розыскных мероприятиях, специальных экспертизах, и, таким образом, подлежат исключительно служебному пользованию. При этом их использование является важным аспектом оптимизации деятельности профильных служб, что, в конечном итоге ведет к повышению эффективности их деятельности.

Кроме того, развитие информационных технологий привело к созданию множества электронных устройств, функции которых, не предназначаясь первоначально для юридических целей, в настоящее время активно используются юристами.

Пример 1

В частности, активно применяются устройства, позволяющие фиксировать на электронном носителе необходимые сведения, имеющие, в том числе, доказательственное значение: фото- и видеокамеры, микрофоны, диктофоны и т.д.

Также, к числу рассматриваемых устройств следует отнести системы видеоконференцсвязи, использование которых на судебных стадиях рассмотрения дел позволяют, при необходимости, обойтись без непосредственного присутствия участников процесса в зале суда.

Таким образом, может быть сделан абсолютно справедливый вывод об огромной роли информационных технологий в современной юриспруденции: благодаря им совершенствуется процесс поиска и установления информации, оптимизируется деятельность правоприменительных органов, появляются новые технологии доказывания и т.д.