Коммуникационные технологии что. Образовательные информационно-коммуникационные технологии. IV. Педагогическая реализация

Светлана Дуракова

Вашему вниманию представляется диссеминация опыта работы.

«Использование в образовательной деятельности информационно - коммуникационных технологий »

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду как в зеркале отражаются те же изменения.

Поэтому целью нашей работы при использовании в образовательной деятельности информационно - коммуникационных технологий является , повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий .

При использовании ИКТ решаются такие задачи как :

Активизации познавательной, творческой деятельности ;

Достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;

Развитию навыков самообразования и самоконтроля ;

Повышению уровня комфортности дошкольников;

Снижению дидактических затруднений у детей;

Повышению активности и инициативности детей как во время НОД, так и в свободной деятельности

Приобретение навыков работы на компьютере.

Насколько же актуальна тема использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования .

Наши дети приходят сейчас в детский сад, можно сказать, с первоначальными навыками освоения новых технологий . Многие из них умеют пользоваться гаджетами лучше, чем мы с вами, педагоги.

Но, если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Однако с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят и в нашу жизнь. Соответственно, мы должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в этот мир новых технологий .

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными .

Информационная технология – комплекс методов , способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку , передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии ) .

Коммуникационные технологии определяют методы , способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (связь, общение) .

В этих коммуникациях компьютер занимает также свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное , взаимодействие объектов коммуникации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии , проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе .

Информационные технологии , это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера , Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

Это работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными кабинетами. Но до сих пор отсутствуют :

Методика использования ИКТ в образовательном процессе ,

Систематизация компьютерных развивающих программ,

Единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности , не регламентируемый специальной образовательной программой . Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность .

Однако использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники .

Для нас это, прежде всего :

преобразование предметно-развивающей среды

Создание новых средств разностороннего развития детей

использование новой наглядности

Таким образом , использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно , но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования » – подготовка разносторонней развитой личности.

Итак, как я в своей работе использую информационно – коммуникационные технологии :

В своей деятельности я выделила следующие направления использования ИКТ , которые доступны для работы с дошкольниками :

Создание презентаций;

Работа с ресурсами Интернет;

использование готовых обучающих программ;

Для этого я использую разнообразное оборудование :

Телевизоры с DVD приставками,

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Магнитофон

Видео- и фотокамеру

В работе с родителями использую презентации для досугов, театрализованных представлений, детских праздников и родительских собраний .


В работе с детьми : организация непосредственной образовательной деятельности , совместной деятельности педагога с детьми , просмотр мультимедиа.

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, преобразование предметно-развивающей среды группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.


В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интернета , где представлено множество педагогических технологий , опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный , музыкальный и видеоматериал.

формление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Применяю цифровой вариант написания календарно - тематических планов. Планирование ведется согласно ФГОС.

Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.


Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний .

Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности .

Создание электронной почты, ведение своей рубрики на сайте ДОУ.

Не будем забывать что, при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Санитарные нормы :

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях

Для детей 5 лет не должна превышать 10 минут

Для детей 6-7 лет - 15 минут

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена :

Для детей 5 лет до 7 минут,

Для детей 6 лет - до 10 минут.

Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места : соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или родителя.

Таким образом , прихожу к выводу, что способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей . Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей.

Считаю, что использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно . Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности , охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

Спасибо за внимание!

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Роль ИКТ в современном обществе

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

В заключение

Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии - это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

В конце XX - начале XXI вв. в окружающем нас мире наметились положительные тенденции в распространении информационно- коммуникационных технологий. Бурное развитие информационных технологий, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости пересмотреть представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики. Под государственной информационной политикой имеется в виду регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т. п. Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как цифровая информация и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают все виды технологий, используемых для обработки информации. С конца 70-х годов стали отождествляться, прежде всего, с компьютерной технологией обработки информации. ИКТ дают возможность представлять любой вид информации -- чисел, текстов, звука, изображения -- в цифровом формате, пригодном для хранения и обработки на компьютере. Возможность передачи информации с компьютера на компьютер с помощью интернет-технологий обеспечивает доступ любого пользователя к мировому информационному пространству. Информационные технологии используются для крупных систем обработки данных, вычисления на персональном компьютере, науке и образовании, управлении, автоматизированном проектировании и создании систем с искусственным интеллектом. Информационные технологии -- современные технологические системы огромного стратегического значения (политического, оборонного, экономического, социального и культурного).

Многими современными философами признается необходимость расширения сферы применения философских понятий с учетом, признанием, и включением в сферу философского миропонимания воздействия на общество и человека современных компьютерных технологий. Терминами, которые используются в нашей современной жизни и требуют осмысления с позиций философии, являются информатизация, компьютеризация, «виртуальная реальность» и «социальная виртуальная реальность». Необходимо расширение области применения понятий «коммуникации», «сеть», «сетевая организация» на основе вновь возникающих особенностей мирового развития.

ИКТ относится не только к сфере высокотехнических процессов и биотехники, но и к области лингвистики, экономики, образования, влияя, таким образом, на нашу жизнь в целом.

Проблема информатизации общества часто рассматривается в основном как технологическая. И действительно, ее материальной основой служит повсеместный переход к безбумажной информатике, когда основная масса данных, циркулирующих в обществе, будет храниться и обрабатываться в компьютерных системах и передаваться по автоматизированным каналам спутниковой или телекабельной связи, соединял отдельные компьютеры и автоматизированные рабочие места в информационные сети, обеспечивая обращение к базам данным, находящихся практически в любой точке земного шара.

В основе этого подхода лежит ряд фундаментальных изобретений и открытий: персональные компьютеры, оптические диски на десятки и сотни гигабайт, позволяющие в компактном виде хранить содержимое целых библиотек, оптико-волоконные каналы связи, видеотекстные системы связи, методы представления данных и знаний. Вся эта техника обеспечивает возможность создания в недалеком будущем высокоавтоматизированной информационной среды, позволяющей получить доступ к любому знанию, предоставленному в виде информации. Фактически это означает, что информационная среда дает глобальное решение проблемы доступа к знанию, полученного в любой момент времени в любом месте. Уже из этого следует, что проблема информатизации является не чисто технической, но в значительной степени социокультурной.

Радикально меняется, и дальше будет меняться поток информации. Качественно трансформируется мышление, сознание, деятельность, межличностные и групповые отношения, формирующиеся в условиях информационной насыщенной среды. Поколение, вырастающее в тесном общении с компьютерами, электронными играми, мобильной связью, отличается по мировоззрению в психологическом, моральном и духовном плане. Речь ведет не только о навыках владения вычислительной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятий и представлений. Иначе организуется свой внешний мир, развиваются интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но и в ином социально-временном измерении. Но нужно отметить следующее: современные технологии приносят в мир постоянно растущие объемы информации, а многие интеллектуальные достижения от информации практически не зависят. Здесь опять же возникает проблема соотношения информации и знания.

Развитие автоматизированной информационной среды приводит к радикальным изменениям в социально-экономической структуре общества. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, стран, позволяя характеризовать их как «информационные». Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. Информационно-коммуникационные технологии сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города и страны: производство продукции, транспорт, системы «продавец-покупатель» и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, средства массовой информации, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, политическая, общественная и культурная жизнь.

Под компьютеризацией понимается процесс информатизации на основе использования современных компьютерных технологий. Понятие «информатизации» несомненно, шире понятия «компьютеризации». Понятие «компьютеризация» является производным от понятия «информатизация».

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В наиболее экономически развитых странах - США, Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к 90 гг. XX в. уровня 250-400 единиц. Этот уровень, конечно, уступает показателям такой техники XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно 25 лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой сегодня имеет компьютер, телевизору потребовалось около сорока лет, а автомобилю - порядка семидесяти. информационный коммуникационный экономический общество

Помимо количественного роста большое впечатление на любого аналитика производит рост числа функций - способов применения компьютерных технологий. Из вычислительной машины, именуемой ныне полузабытой аббревиатурой ЭВМ, компьютер превратился в универсальное устройство, которое с равным успехом может служить профессиональным инструментом ученого, инженера, бизнесмена, юриста, врача и т. д. или средством обучения, повседневного общения, развлечения. Обмен информацией упростился и ускорился во много раз, причем в международном масштабе.

Задача представления информации в компьютерных системах решается в трех уровнях. Первый уровень условно назван техническим. На данном уровне реализуется сложная функциональная архитектура, обеспечивается быстродействие, память и т. д., то есть все то, что обеспечивает работоспособность и способность решать разнообразные сложные задачи. Второй уровень считается программным. На этом уровне обеспечивается создание программ, связующего звена между компьютерными схемами и человеком. Третий уровень получил название концептуального, и, по мнению А. И. Ракитова, с точки зрения философии он наиболее важен. На этом уровне вырабатываются основные теоретические концепции и сценарии, обеспечивается система ценностной ориентации и идеалов, в конечном счете, проявляется стратегическая линия поведения пользователей и программистов, направление их деятельности. В качестве идеологов на данной иерархической ступени выступают разработчики программного обеспечения, основное влияние на развитие представления информации оказывают разработчики операционных систем.

Персональные компьютеры, рабочие станции и различное сетевое оборудование являются главными средствами доступа к информационно- телекоммуникационному сервису. Основное требование, предъявляемое массовым пользователем к средствам доступа - это гибкость и возможность аппаратно-программной модернизации. Именно эти показатели являются главными характеристиками компьютеров, используемых для доступа к информационно-коммуникационной инфраструктуре.

Компьютер является во многом уникальным изобретением, т. к. если все предшествующие приборы и механизмы позволяли заменить или усилить работу рук или ног человека, то компьютер существенно облегчает, а, по мнению Ю. В. Шишкова и отчасти заменяет работу мозга. Начиная с 1980 г. вычислительные мощности удваиваются каждые 18 месяцев, и, как можно предвидеть, подобная тенденция продолжится до 2010 г., когда будут достигнуты физические пределы кремниевой миниатюризации, но даже это не станет завершением данной линии развития, поскольку появляются другие материалы и разработки. Практически это означает, что через 10 лет вычислительная мощность сегодняшнего персонального компьютера будет сосредоточена в мобильном телефоне и наручных часах. К 2020 г. компьютер станет в десять раз более мощным, чем сегодня и будет способен эффективно обрабатывать трехмерные изображения, а также распознавать голос.

Важный результат развития компьютерной техники - не только характеристики быстродействия компьютеров (для 2002 г. граница этого показателя дрейфует в сторону скорости вычисления - 10 арифметических операций в секунду), а перевод в цифровую форму гигантских массивов аналоговой информации, накопленных ранее человечеством. Общий объем информации, переведенной за последние полвека в цифру, оценивается в 10терабайт (1 терабайт - это 10 байт; для сравнения: информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки, содержавшей 532800 свитков (книг), составляла, примерно, 10 бит; 1 байт = 8 бит). Другими словами, возможна цифровая копия реального мира достаточно высокой степени точности. И если чисто технологические аспекты подобного тотального перевода информации в цифровую форму более или менее очевидны для специалистов, то его социальные и психологические последствия менее изучены.

Рассмотрим лишь некоторые примеры профессионального использования ИКТ.

Технологии подготовки документов. Любая деловая сфера связана с подготовкой различной документации: отчетной, научной, справочной, сопроводительной, финансовой и т. д. Сегодня подготовка документа любой сложности немыслима без применения компьютера.

Для подготовки текстовых документов используются текстовые процессоры, которые прошли путь развития от простейших редакторов, не дающих возможность даже форматировать текст до текстовых процессоров, позволяющих создавать документы, включающие в себя не только текст, но и таблицы, рисунки. Информационные технологии, связанные с созданием текстовых документов, широко используются в полиграфической промышленности. Там получили распространение издательские системы (например, Раgе Маkеr), позволяющие создавать макеты печатных изданий (газет, журналов, книг).

Большую роль в автоматизации подготовки финансовых документов сыграли электронные таблицы. Первая электронная таблица под названием VisiCalc (Visible Calculator -- «видимый калькулятор»), созданная Дэниелом Бриклином, появилась в 1979 году. Фактически в 80-х годах прошлого столетия электронные таблицы были лидирующей категорией программного обеспечения. И сейчас они широко применяются.

В настоящее время в финансовой сфере все больше используются бухгалтерские системы (1С-бухгалтерия и др.). Их широкое применение объясняется тем, что с помощью такой системы можно не только произвести финансовые расчеты, но и получить бумажные и электронные копии таких документов, как финансовый отчет, расчет заработной платы и пр. Электронные копии могут быть отправлены с помощью сетевых технологий в проверяющую организацию, например в налоговую инспекцию.

Для подготовки научных документов, содержащих математические расчеты, используются математические пакеты программ (МаthCAD, Марlе и пр.). Современные математические пакеты позволяют создавать документы, совмещающие текст с математическими расчетами и чертежами. С помощью такого документа можно получить результаты расчетов для разных исходных данных, изменяя их непосредственно в тексте документа. Большинство математических систем, используемых сегодня, было создано еще в середине 80-х годов прошлого столетия, т. е. вместе с появлением персональных компьютеров. Новые версии этих систем включают в себя новые возможности, например использование сетевых технологий: организацию доступа к ресурсам сети Интернет во время работы в среде математического пакета.

ИКТ в управлении предприятием. Эффективность работы компании (производственной, торговой, финансовой и пр.) зависит от того, как организованы хранение, сбор, обмен, обработка и защита информации. Для решения этих проблем уже более двадцати лет назад стали внедряться автоматизированные системы управления (АСУ).

В настоящее время в этой области произошли большие перемены. Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации. Блок обработки и анализа информации является центральным. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия. Он решает задачи прогнозирования деятельности компании на основе финансово-бухгалтерских расчетов, реагирования на непредвиденные ситуации, т. е. оказывает помощь в принятии управленческих решений.

Как правило, АСУ работают на базе локальной сети предприятия, что обеспечивает оперативность и гибкость в принятии решений. С развитием глобальных сетей появилась коммуникационная технология Intranet, которую называют корпоративной паутиной. Intranet обеспечивает информационное взаимодействие между отдельными сотрудниками и подразделениями компании, а также ее отдаленными внешними партнерами. Intranet помогает поддерживать оперативную связь центрального офиса с коммерческими представительствами компании, которые обычно располагаются далеко друг от друга.

ИКТ в проектной деятельности. Информатизация произвела на свет еще одну важную технологию -- системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов, чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные. Чертежные САПРы универсальны и позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования (АutoСаd). Специализированная САПР, например на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах. Инженер-проектировщик создает чертежи, производит технико-экономические расчеты с использованием таких систем. При этом повышается производительность труда конструктора, качество чертежей и расчетных работ.

Геоинформационные системы. Геоинформационные системы (ГИС) хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны). Например, муниципальная ГИС содержит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, связистов, медицинских служб, милиции, пожарной службы и пр. Вся эта разнородная информация привязана к карте города. Использование ГИС помогает соответствующим службам оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации: стихийные бедствия, экологические катастрофы, технологические аварии и пр.

ИКТ в образовании. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения. Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Возникает очевидное противоречие. Использование ИКТ в образовании может помочь в разрешении этого противоречия.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в разном уровне способностей разных учеников. Учителя хорошо понимают, что необходим индивидуальный подход в работе с учащимися. Решению этой проблемы может помочь использование в процессе обучения специальных программ (обучающих, контролирующих, тренажерных и т. д.), входящих в состав электронного учебника.

Обучение -- это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний -- учебник ограничен в своих информационных возможностях. Обучающимся на любой ступени образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы и пр. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Здесь можно говорить о существовании информационного неравенства. Решить эту проблему поможет широкое использование в обучении информационных ресурсов Интернета. В частности, специализированных порталов учебной информации.

Еще одна проблема системы образования связана с неравными возможностями получения качественного образования из-за географической отдаленности от образовательных центров. Например, для жителя Якутии проблематично получить диплом престижного московского вуза. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения -- дистанционное образование, реализация которого стала возможна благодаря развитию компьютерных сетей.

Дистанционное образование приходит на смену старой форме заочного образования, при которой весь информационный обмен происходил в письменном виде через почтовую связь. Сетевое дистанционное образование позволяет вести обучение в режиме реального времени. Обучаемые могут не только читать учебный материал, но и видеть и слышать лекции крупных ученых, сдавать экзамены в прямом контакте с экзаменатором.

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech. Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологи

«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных
технологий в образовании.»

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире - в мире высоких технологий, или Hi-Tech. Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), о позитивных и негативным последствиям.

Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей - коммуникации, дистанционного обучения, просвещения. Но Internet, как верно заметил преподаватель одного из московских вузов, можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества. В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных. В данной статье речь пойдёт о таких технологиях и их влиянии на современный образовательный процесс.

ИКТ - что это такое?

Информационные и коммуникационные технологии или ИКТ - звучит солидно и очень современно. Но что значит это словосочетание для человека XXI столетия?

Информационные технологии или просто IT - словосочетание, пришедшее в Россию из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники. К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки. На сегодняшний день универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует различные коммуникационные средства, служащие для связи и передачи информации, что является необходимой составляющей процесса информатизации общества. С процессом информатизации общества тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. В таких условиях формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к постоянному самообразованию. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения - дистанционное обучение, «… основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)

ИКТ в современном образовании: применение, результаты

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC. В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий - электронная почта, например, чат , которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.

Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний - книги.Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.

Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.

Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов. Учитель и ученик сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.

Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:

  • в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
  • значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
  • активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
  • воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
  • обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
  • для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
  • для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
  • для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.

Негативные последствия воздействия информационных технологий на учащегося

Выше речь шла о положительном влиянии на образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий. Но, как и всякий предмет или явление, ИКТ имеют и обратную сторону. Их использование во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:

Ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);

Ряд психолого-педагогических проблем (неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);

Снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения), в результате чего учащийся не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей.Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного;

Недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.

А также, «минусами» применения ИКТ являются:

Возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);

Исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:

множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;

Технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;

Технология самообразования для учащихся не разработана;

Невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов;

Нет единой информационно-методической службы для учащихся, их родителей и учителей.

И, конечно, Internet. Не стоит преувеличивать его значение как информационного источника. Во всемирной паутине миллиарды документов, обеспечивающих мгновенный доступ к различным ресурсам информации. Приходится сомневаться в достоверности и качестве некоторых из них. Но главное, использование данных ресурсов часто приводит к негативным последствиям, прежде всего, в процессе обучения учащегося, его самостоятельной, научно-исследовательской деятельности. При использовании таких средств ИКТ срабатывает «принцип экономии сил»: зачем тратить собственную энергию и время на подготовку к практическому занятию или лабораторной работе, если Интернет предоставляет такой богатый выбор; если можно, не затрачивая почти никаких усилий, одним кликом компьютерной мыши получить готовое решение проблемы? Сообщения и рефераты, сочинения, - за деньги или бесплатно. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и вполне приемлемым. Хочется особенно подчеркнуть, что метод этот отнюдь не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Наоборот. В результате таких бесхитростных действий обучающийся не способен самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение; у него не формируются навыки работы с информацией (процесс её накопления, отбора и систематизации).

Основные выводы

Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. А также, средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения. Применение различных средств ИКТ в образовательном процессе может привести как к позитивным, так и негативным последствиям. В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; - в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Количественный рост информационных элементов в различных производствах, подотраслях и отраслях экономики перерастает в новое качество - переходит на более высокую ступень ее развития.

Информация начинает играть определяющую роль и влияет на весь процесс воспроизводства (см. рис. 14).

В условиях информатизации изменяется технологический базис экономики. В настоящее время в развитых странах доминирует 5-й технологический уклад, определяющими компонентами которого являются достижения микроэлектроники, программного обеспечения, вычислительной техники и переработки информации, автоматизации процессов в производстве и управлении, космической и оптоволоконной связи. С 20--30-Х годов XXI в. доминировать будет 6-й технологический уклад, для которого характерно использование биотехнологий, систем искусственного интеллекта, информационных сетей глобального типа, интегрированных транспортных систем высоких скоростей . Технологический базис информационной экономики более динамичен, чем индустриальной, так как в условиях глобализации экономики он функционирует как открытая система. Кроме того, ускоряются темпы появления инноваций.

Новые уклады не только обеспечивают постоянный рост производительности труда, но и ведут к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.).

В информационной экономике информационные и технологические действия тесно переплетаются в единый процесс, который имеет тенденцию к самоускорению, в результате чего происходит непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и качественное обновление технологического базиса.

Информационная технология изменяет взаимосвязь между влас-штабом, автоматизацией и гибкостью. Массовое производство уже больше не имеет значения для автоматизации, в результате чего расшатываются входные барьеры в значительном ряде отраслей. Массовое производство вхятесняется па периферию экономической жизни, а то и вообще выносится за пределы развитых стран.

  • * ТАИ - трансакционные издержки производства
  • кастомизация - адаптация компании к требованиям конкретного клиента

Рис. 14. Модификация воспроизводства под влиянием информатизации

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), по оценке американских экспертов, вызвали в мире более значительные изменения, чем все предыдущие технологические революции , поэтому это явление названо современной информационной революцией. (Стержнем индустриальной революции было производство и распределение энергии.) ИКТ выступают тем ядром трансформации экономики, вокруг которого возникают крупные технологические прорывы в области новых материалов, источников энергии, в производственной технике. Следствием внедрения ИКТ является качественное обновление технологического базиса экономики страны.

Понятие «технология» сформировалось в I-й половине XVIII в. Первая часть слова - techne, - переводится как искусство, мастерство; вторая - logos - как наука, знание. Технология является результатом практической реализации научных знаний 1 . Применительно к индустриальной стадии развития экономики принято считать, что технология - это способ преобразования применяемых ресурсов производства в готовую продукцию , или совокупность методов и средств по переработке сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и т. д. в материальном производстве .

В последнее время технологию определяют как совокупность управленческих, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инжиниринговых процессов, включающую также человеческий потенциал, являющийся фундаментом продуктивной деятельности общества .

Теоретики информационной экономики М. Кастельс, Харви Брукс и Дэниэл Белл под технологией понимают «использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере» . При этом подчеркивается, что способность или неспособность общества управлять технологией в большой степени формирует его судьбу и хотя, не детерминирует историческую эволюцию и социальные изменения, «воплощает способность обществ трансформировать себя и определяет направления, на которых общество... решает применить свой технологический потенциал» .

Американский экономист Пол Пильцер отмечает, что «богатство -это продукт не только естественных ресурсов, но также и технологии.


Рис. 15.

И из этих двух слагаемых технология неизмеримо важнее» 1 . Математически это П. Пильцер выразил простой формулой:

где: - богатство; Р - естественные ресурсы (земля, рабочая сила,

полезные ископаемые и т. д.); Т - технология; п - степень влияния технических достижений на них самих. Технология приумножает сама себя, поскольку каждое техническое достижение создает основу для следующего.

Под информационными (ИТ) и коммуникационными технологиями (КТ), по определению Госкомстата РФ, понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука (см. рис. 15).

Рынок информационно-коммуникационных технологий имеет 2 сегмента: ИТ-рынок, включающий компьютерное аппаратное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение, программное обеспечение и ИТ-услуги; и КТ-рынок, включающий услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование для конечных пользователей и коммуникационно-сетевое оборудование.

ИКТ-технологии обеспечивают преобразование информации в наиболее доступные и удобные для использования формы.

К началу XXI века резко возрос коммерческий спрос на информацию, который во многом определил наиболее эффективные направления использования информационно-коммуникационных технологий.

Отраслевые технологии на этапе индустриального развития общества были главным генератором его прогресса. При внедрении ИКТ-технологий необходимость в отраслевых технологиях по-прежнему остается, так как сфера материального производства не исчезает и в информационном обществе. Эти технологии обеспечивают компьютерную поддержку интеллектуальной деятельности специалистов отраслевой технологии в создании добавленной стоимости 1 .

Информационная экономика и индустриальное производство будут сосуществовать. Как и в случае позитивного влияния индустрии на сельское хозяйство, благодаря ИКТ-технологиям производство индустриальных товаров будет расти. Развитые индустриальные технологии, базирующиеся на некомпенсированном потреблении природных ресурсов, в условиях XX века переходят к новому качеству, которое характеризуется созданием единой макротехнологической системы, постепенно становящейся интернациональной . В этой системе существует противоречие между технологически развитым «центром» (высокоразвитые страны Запада), потребляющим основную часть природных ресурсов, и «периферией» (страны, где господствуют индустриальные, ранне- и доиндустриальные технологии), которая поставляет эти ресурсы для «центра». Во второй половине XX века идет вынос «грязных» индустриальных производств в развивающиеся страны.

В информационном обществе модифицируется материальное производство: идет переход от преимущественно механических технологий к технологиям, использующим новые формы движения материи (физические, химические, биологические и микробиологические) и их постепенное развитие. Производительные силы, имеющие индустриальную основу, постепенно становятся глобальными производительными силами. При этом материальное производство в постиндустриальной экономике должно быть нацелено на сокращение использования природных и человеческих ресурсов, как абсолютно ограниченных ресурсов. Оно нацеливает на удовлетворение утилитарных потребностей, изменяя свои технологические параметры. Идет индивидуализация, миниатюризация производства, возникновение сетевых предприятий. Материальное производство создает для информационного общества средства материального обеспечения, создания, распределения и использования информации. Качественные изменения технологий материального производства вызывают существенные сдвиги в структуре общественного воспроизводственного процесса.

Сравнительные характеристики индустриальных

и ИКТ-технодогий

Таблица 9.

Индустриальные технологии

Информационно-коммуникационные

технологии

Технологии преимущественно машинные

Технологии преимущественно интеллектуальные

Сильная зависимость от ресурсных ограничений материального характера

Информация - основное ресурсное ограничение

Технологии как с высокой, так и с низкой капиталоемкостью

Низкая капиталоемкость, относительная простота освоения массовых ИКТ

Новая технология распространяется постепенно на ограниченной территории

Новые технологии почти мгновенно охватывают пространство всей планеты 1

Предприятия, фирмы в своей деятельности ограничены территориальными рамками

Предприятия, фирмы гораздо в меньшей степени ограничены пространственными рамками из-за наличия корпоративной Сети

1 Совершенствование ИКТ-технологий происходит в 3-6 раз быстрее, чем технологий использования энергии. Распространение информации по Интернету н среднем в 720 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем по почте или факсимильной связи // Ко-сырев Д. Поможет ли Африке Интернет // Дипкурьер-НГ. 2000. 4 мая. № 8. С. 11.

Снижение издержек производства фирмы и повышение качества продукции

Значительное снижение издержек производства фирмы и стоимости самих информационных и наукоемких продуктов; значительное повышение качества продукции 2

Усложнение взаимодействия

производителей и потребителей; рост трансакционных издержек

Упрощение взаимодействия производителей и потребителей благодаря Сети; снижение трансакционных издержек. Рост издержек коммутации 2

Рост основного капитала и замедление его кругооборота

Ускорение движения всех видов капитала

Новые технологии - мощный монопольный барьер, сдерживающий рыночную конкуренцию.

Быстрая смена новых ИКТ-технологий делает рынки более прозрачными, что резко усиливает конкуренцию и кардинально меняет методы ее ведения

Рост общественного разделения труда как внутри отдельной страны, так и между странами

Значительно ускоряют разделение труда внутри страны и особенно - между странами, что ведет к усилению экономической и информационной глобализации

Появление новых отраслей, в основном материального производства

Появление новых отраслей, преимущественно сферы услуг

Влияние преимущественно на экономику и социальную сферу

Влияние на экономику, культуру, политику, общество в целом

Рост количественных и качественных показателей производимых материальных благ

Ведут к массовой кастомизации производства, то есть адаптации компаний к требованиям конкретного заказчика

Появление новых профессий и специальностей, связанных в основном со сферой материального производства

Появление новых профессий, связанных со сбором, переработкой и использованием информации;радикальная модификация традиционных профессий и специальностей

  • 2 Если бы автомобильная промышленность на протяжении последних 30 лет снижала издержки так же быстро, как компьютерная индустрия, то новейшая модель «Лексуса» стоила бы сегодня не более 2 долл., а «Роллс-Ройс» - около 2,5 долл., да и то в том случае, если бы эти машины расходовали полтора литра горючего на миллион километров пробега. См.: Naisbitt J. Global Paradox. N.Y., 1995. Р. 99.
  • 3 Издержки коммутации - эго издержки на затраты смены провайдера, подключение нового оборудования, переустановки операционной системы.

Информационно-коммуникационные технологии составляют потенциальную основу для создания, преобразования, использования и изменения продуктового ряда и роста производства, служат предпосылкой развития электронной коммерции.

Между индустриальными и ИКТ-технологиями существуют определенные различия (см. табл. 9).

Впервые ИКТ-технологии появились в военном секторе экономики и в дальнейшем стали распространяться на всю экономику. Новые информационные технологии в 1970-х гг. были сконцентрированы главным образом в США. Технологический импульс 1960-х гг., стимулированный военными заказами, подготовил американскую технологию к скачку вперед. Этому способствовал и нефтяной кризис 1973-1974 гг., побудивший высокоразвитые страны к радикальной реструктуризации экономик. Кроме того, развитие новых информационных технологий явилось способом обеспечения военного превосходства над СССР в ответ на вызов последнего в космической гонке и ядер-ном оружии. Следующий крупный американский технологический рывок был начат в 1983 г. в связи с программой «звездных войн». Фактически использовались и продвигались технологии, разработанные в предыдущем десятилетии 1 . Военные контракты и технологические инициативы Министерства обороны США играли решающую роль на начальной стадии информационно-технологической революции в 1940-1960-х гг. В США набор ИКТ в национальной экономике сформировался к середине 1990-х гг. за счет широкого применения в гражданских целях военных научно-технических разработок.

Лавинообразный прогресс ИКТ-технологий в мире был также обусловлен потребностями быстро растущего финансового капитала и обслуживающих его отраслей.

В России поначалу ИКТ использовались для коммерческих и бизнес-целей, их применение начиналось в банках и на заводах. Потом многие корпорации стали использовать средства связи, но лишь в последние годы истинный потенциал ИКТ проявился во всех аспектах нашей жизни: в образовании, здравоохранении, общении между людьми. Использование ИКТ во всех областях жизни общества - это и есть революционные изменения в российской экономике.

ИКТ-индустрия относится к сфере услуг и зависит от развития экономики в целом, от инвестиций в нее и спроса других отраслей на продукцию ИКТ-отрасли.

ИКТ-услуги имеют особенность: для мощного качественного рывка вперед необходима критическая масса.Когда она накоплена, рынок начинает интенсивно развиваться, так как в действие вступают самодостаточные и автономные факторы: чем больше пользователей присоединяется к услугам, тем более популярной становится сама услуга и более значимую роль играет фактор устной рекламы. Чем больше пользователей подключается к услугам, тем привлекательнее этот рынок для разработчиков приложений, а чем больше приложений, тем выше привлекательность самой услуги; принцип убывающей предельной полезности не действует . Как только достигнута критическая масса, инвестиционные риски для операторов снижаются, что, в свою очередь, ведет к более быстрому и эффективному развертыванию Сети и услуг.

В современных условиях технологии капитализируются, то есть когда они присутствуют на финансовом рынке, а значит - могут быть оценены массовым инвестором с точки зрения ожидаемой доходности


Рис. 16. Проникновение ИКТ-технологий в цепочку создания стоимости 1

и риска. Информационный прорыв, весь новейший технологический уклад становится возможным благодаря наличию высокоразвитого финансового рынка.

На стадии индустриального развития научно-технические изобретения (железные дороги, электричество, автомобиль и другие) способствовали количественному и качественному росту производимых материальных благ. Современные информационные технологии способствуют росту масштабов и диверсификации информационных услуг, среди которых большое распространение получают телемедицина, телеработа, услуги развлекательного характера (онлайновые музыкальные магазины, онлайн-игры и т.д.), электронные образование, коммерция, библиотеки, страхование, консалтинговые услуги, правительство и другие.

В условиях информационной экономики спираль технологического развития выглядит следующим образом: информация - усиление конкуренции на рынках - инновации в производство - более совершенные ИКТ-технологии - новые знания и новая информация.

ИКТ-технологии позволяют компаниям координировать виды деятельности, рассредоточенные в удаленных друг от друга географических регионах (например, инженеры компании Boeing работают над одним проектом с поставщиками в онлайновом режиме). Информационно-коммуникационные технологии позволяют наладить много новых взаимосвязей в бизнесе, расширяя число возможных отраслей, в которых компания может получить конкурентное преимущество.

Сегодня ИКТ-технологии распространились на всю цепочку создания стоимости, оптимизируют ее и выполняют контрольные, а также исполнительные функции, количество которых постоянно возрастает (см. рис. 16).

Развитие ИКТ-технологий является фундаментом для информатизации остальных отраслей экономики и общества. Поэтому опережающее развитие индустрии информационных технологий - необходимая предпосылка для информатизации всех остальных сфер жизни и деятельности общества.

Однако следует заметить, что одно лишь использование ИКТ- технологий в работе отрасли производства или торговли не превращает ее в отрасль информационной экономики. Необходимо изменение структуры компаний в соответствии с моделью информационных сетей, то есть трансформация промышленных компаний в сетевые предприятия.

ИКТ-технологии генерируют все больше данных по мере выполнения компанией своей деятельности или позволяют получать и собирать информацию, которая прежде была недоступна. Это дает возможность фирмам оценить больше альтернативных стратегий развития, чем прежде.

ИКТ-технологии расширяют возможности компании использовать связи между отдельными направлениями деятельности и, соответственно, лучше координировать свои усилия с действиями поставщиков и потребителей. Эти технологии оказывают мощное влияние на сферу конкуренции.

Компьютерная индустрия считается экологически безопасной. Вместе с тем, ИТ-компании зачастую выступают крупными разрушителями экологии. Использование ИТ-оборудования предполагает потребление электроэнергии, а его усовершенствование ведет к росту этого потребления. В связи с миниатюризацией электронного оборудования возросла угроза его выброса на свалку в огромных количествах после использования. ИТ-оборудование содержит опасные химические элементы, например, хром, кадмий и галогенные органические соединения. В ЕС принята специальная Директива «Об электронном и электротехническом мусоре» (2002 г.), и в этом же году было достигнуто соглашение, согласно которому применение четырех тяжелых металлов (свинца, кадмия, ртути и хрома), а также бромидных и поли-бромидных соединений в производстве электронного и электрооборудования должно быть прекращено 1 июля 2006 года 1 .